Центральное межрегиональное управление Министерства юстиции консультирует по поводу особенностей прекращения в Государственном реестре прав на недвижимое имущество арестов, наложенных в уголовных производствах.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на Судебную власть.
Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений», в п. 4 ч. 1 ст. 4 предусматривает, что в Государственном реестре прав на недвижимое имущество подлежат регистрации обременения прав на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства, будущий объект недвижимости, в частности, арест.
Согласно ч. 1 ст. 170 Уголовного процессуального кодекса арестом имущества является временное, до отмены в установленном настоящим Кодексом порядке, лишение по определению следственного судьи или суда права на отчуждение, распоряжение и/или пользование имуществом, в отношении которого существует совокупность оснований или разумных подозрений считать, что оно является доказательством уголовного правонарушения, подлежит специальные осужденного, третьих лиц, конфискации у юридического лица, для обеспечения гражданского иска, взыскания с юридического лица полученной неправомерной выгоды, возможной конфискации имущества. Арест имущества отменяется в установленном настоящим Кодексом порядке.
Правоотношения по аресту имущества, наложенного в рамках уголовного производства, регулируются главой 17 Кодекса.
В ходе досудебного расследования, судебного разбирательства вопрос о наложении ареста на имущество решают следственный судья или суд (ст. 173, 174 Кодекса).
Вместе с тем, арест имущества может быть отменен полностью или частично постановлением следственного судьи во время досудебного расследования или суда во время судебного производства по ходатайству подозреваемого, обвиняемого, их защитника или законного представителя, другого владельца или владельца имущества, представителя юридического лица, в отношении которого осуществляется приведение, или арест наложен необоснованно (ч.1 ст.174 Кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 174 Кодекса прокурор одновременно с вынесением постановления о закрытии уголовного производства отменяет арест имущества, если оно не подлежит специальной конфискации.
При этом по предписаниям ч. 4 ст. 132 Кодекса (с изменениями внесенными законом № 2810-IX от 01.12.2022, вступившего в силу 29.12.2022) определение следственного судьи или суда о применении мер обеспечения уголовного производства прекращает свое действие по истечении срока его действия, отмены предупреждения уголовного производства в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Ч. 5 ст. 13 закона «О судоустройстве и статусе судей» определено, что выводы по применению норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, обязательны для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий соответствующую норму права.
Так, в постановлении Объединенной палаты Кассационного уголовного суда от 15.04.2024 (дело № 554/2506/22) содержится заключение по применению нормы, предусмотренной абз. 1 ч. 4 ст. 132 Кодекса, согласно которому в случае закрытия следователем, прокурором уголовного производства в порядке, предусмотренном Кодексом, меры обеспечения уголовного производства, среди которых и арест имущества, прекращают свое действие в силу прямого указания ч. 4 ст. 132 Кодекса. Постановление следственного судьи об отмене ареста имущества или отказе в его отмене, вынесенное после закрытия уголовного производства, не предусмотрено уголовными процессуальными нормами.
Учитывая приведенное, в случае прекращения действия ареста имущества в связи с закрытием уголовного производства или истечением срока действия определения следственного судьи или суда о применении мер обеспечения уголовного производства, основанием для государственной регистрации прекращения обременения вещного права будет постановление о закрытии уголовного производства или соответствующее определение суда производство, которым определен срок его действия, - после истечения такого срока.
Заявителем в случае представления документов для проведения государственной регистрации прекращения обременения вещных прав может быть орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностные лица, которыми установлено, изменено или прекращено обременение, лицо, в интересах которого установлено, изменено или прекращено обременение, или уполномоченные ими лица (абз. 3 п. 3 ч. 1 ст.2 закона).
Также важно то, что государственная регистрация обременений вещных прав проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества в день регистрации соответствующего заявления в Государственном реестре прав (абз.3 ч.5 ст.3, ч.1 ст.19 закона).
Согласно ст. 34 закона за государственную регистрацию обременений прав предусмотрено взимание административного сбора в размере 0,05 прожиточного минимума для трудоспособных лиц, что в 2025 году составляет 150 грн.
Перечень субъектов, освобождаемых от уплаты административного сбора, закреплен в ч.9 ст.34 закона, среди них, в частности, граждане, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, лица с инвалидностью I и II групп, органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!