Принцип законности в административном производстве гарантирует, что админорганы действуют исключительно в пределах своих полномочий и на основе действующего законодательства. Это обеспечивает защиту граждан от произвола власти.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на Минюст.
Составляющие принципа законности:
Соблюдение законодательных границ
Административные органы обязаны осуществлять свою деятельность на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией Украины, законами Украины и международными договорами, ратифицированными Верховной Радой. Это означает, что административные органы не имеют права принимать решения или осуществлять свои полномочия на основании несогласованных с законом подзаконных актов, действовать по своему усмотрению или превышать свои полномочия. Каждое решение, принятое административным органом, должно четко соответствовать действующему законодательству и быть направлено на обеспечение прав и свобод граждан.
Приоритетность закона над подзаконным актом
Административные органы вправе использовать другие нормативно правовые акты, принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами Автономной Республики Крым. Однако такие акты могут применяться только в том случае, если они не противоречат Конституции и законам Украины.
Это означает, что подзаконные акты не могут ограничивать права или свободы граждан или устанавливать дополнительные требования, не предусмотренные законодательством. В случае конфликта между законом и подзаконным актом приоритет всегда придается закону. Если административный орган пытается обосновать свои решения исключительно на основании подзаконных актов, это может стать основанием для их обжалования и признания незаконными.
Законность дискреционных полномочий
Дискреционные полномочия – это право административного органа самостоятельно выбирать вариант решения или действия в рамках законодательства. Это право может предоставлять органу определенную свободу действий, но оно строго ограничивается законом.
Осуществление административным органом дискреционного полномочия считается законным при соблюдении следующих условий:
- Дискреционные полномочия должны быть предусмотрены законом.
- Выполнение таких полномочий должно осуществляться в пределах и таким образом, что соответствует Конституции и законам Украины.
- Решения должны быть направлены на достижение цели, с которой дискреционное полномочие было предоставлено органу.
- Орган не имеет права отступать от собственной практики по аналогичным делам без обоснованной причины.
Такое положение является важным механизмом защиты прав граждан от злоупотребления властью и произвола со стороны административных органов. Оно требует от административных органов последовательности в принятии решений, что способствует предсказуемости и правовой определенности.
Обязательность решений Верховного Суда
Решения Верховного Суда, в которых толкуется определенная правовая норма, должны быть учтены при принятии решений на местах.
Это гарантирует, что решения будут приниматься на основе законодательства и судебной практики, а не индивидуальных интерпретаций административных органов. Также граждане могут быть уверены в том, что решения будут приняты на основе единого подхода.
Автоматическое восстановление нарушенных прав граждан
Этот пункт предусматривает, что административные органы обязаны самостоятельно восстанавливать нарушенные права, свободы или законные интересы лиц, не дожидаясь подачи жалобы или иска. Это обязательство касается всех случаев, когда административный орган выявляет нарушение, допущенное им ранее.
Это нововведение имеет значительное практическое значение, поскольку оно способствует оперативному исправлению ошибок административных органов без необходимости привлечения судебных процедур. Оно также направлено на предотвращение повторения аналогичных нарушений в будущем.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!