Уголовная ответственность за военные уголовные правонарушения установлена Разделом XIX «Уголовные правонарушения против установленного порядка несения военной службы» Уголовного кодекса.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
Кроме общих признаков правонарушения, военные уголовные правонарушения имеют специальные признаки: объект посягательства – установленный законодательством порядок несения или прохождения военной службы; субъект – военнослужащий, а также военнообязанные и резервисты во время прохождения собрания; уголовная противоправность – признание деяния военным уголовным правонарушением только в том случае, если оно прямо предусмотрено в главе XIX Особой части.
По объекту посягательства в Уголовном кодексе можно выделить следующие виды военных уголовных правонарушений:
против порядка подчиненности и воинской чести (статьи 402-406);
против прохождения военной службы (статьи 407-409);
против порядка пользования военным имуществом и их сохранности (статьи 410-414);
против порядка эксплуатации военной техники (статьи 415-417);
против порядка несения боевого дежурства и других специальных служб (статьи 418-421);
против установленного порядка хранения военной тайны (ст. 422);
военные должностные уголовные правонарушения (статьи 423-426);
против порядка несения службы в поле боя и в районе военных действий (ст. 427-433).
К субъекту преступления относятся военнослужащие Вооруженных сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Национальной гвардии Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины, Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины. Также субъектами могут быть полицейские полиции особого назначения Национальной полиции Украины, которые во время действия военного положения вовлечены в непосредственное участие в боевых действиях (для них ответственность наступает по статьям 402, 403, 414-416, 422, 427, 429, 430, 43 435 УК), а также другие лица – за соучастие в военных уголовных правонарушениях. Последние подлежат ответственности по соответствующим статьям раздела XIX УК.
До полномасштабного вторжения в РФ большинство приговоров были связаны с уклонением от мобилизации. В то же время сейчас это уже не является военным уголовным правонарушением, поскольку субъект его совершения не входит в вышеперечисленные лица. Чаще всего нарушение заключалось в неявке за повесткой в военкомат.
Сегодня люди чаще всего привлекаются к ответственности за дезертирство. Однако бегство во время активной фазы боевых действий военнослужащие совершили лишь в нескольких случаях. Были привлечение лиц к ответственности за неповиновение, и в основном их приговаривали к штрафам или арестам с содержанием в дисциплинарном батальоне и иногда к лишению свободы.
Применение ст. 69 (назначение более мягкого наказания) и ст. 75 (освобождение от наказания с испытанием) УК в данной категории дел в условиях военного положения не могут быть применены.
Также повысились санкции за военные уголовные правонарушения. Так, за дезертирство раньше человека можно было наказать лишением свободы на срок от двух до пяти лет, сегодня – от пяти до двенадцати. Также было усилено наказание за мародерство – минимальный предел лишения свободы теперь составляет пять лет.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, оставляя по-прежнему решения местных судов, которые обжалуются по мотивам строгости наказания, всегда указывают на максимальную степень общественной опасности в этой категории преступлений, поскольку преступление совершено во время правового режима военного положения.
Что касается процессуальных особенностей расследования этих дел, то здесь следует отметить, что ст. 176 УПК были внесены изменения, в соответствии с которыми во время действия военного положения к военнослужащим, подозреваемым или обвиняемым в совершении военных преступлений, применяется исключительно мера пресечения в виде содержания под стражей.
Следует отметить и то, что соглашений о признании виновности в делах по военным преступлениям сегодня очень мало. Это может быть связано с тем, что у обвиняемых военнослужащих, как правило, нет защитников, поэтому некому разъяснить о возможности заключения такого соглашения. Еще одной причиной может быть существенное увеличение минимального наказания за соответствующие преступления и невозможность применения статей 69 и 75 УК.
Материал подготовлен членом Центра координации волонтерской помощи военнослужащим Национальной ассоциации адвокатов Украины Фархадом Гулиевым.
.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!