На спор об определении места жительства ребенка, который родился и проживал в Украине, является гражданкой Украины, на время обращения в суд с иском проживала в Польше непродолжительное время, распространяется юрисдикция судов Украины.
Такой вывод сделал Кассационный гражданский суд, меняя мотивировочную часть постановления апелляционной инстанции по делу №760/18630/22, сообщает «Закон и Бизнес».
По этому делу мать обратилась в суд с иском к бывшему мужу, в котором просила определить место жительства малолетнего ребенка с ним, в Киеве. После расторжения брака ребенок остался проживать с матерью в Украине, а в связи с военной агрессией России против Украины они уехали в Польшу. Истица отмечала, что ребенок не может вернуться в Украину из-за позиции ответчика, гражданина Польши, который считает, что ребенок в будущем должен проживать в Польше.
Суд первой инстанции закрыл производство по делу на основании п.1 ч.1 ст.255 ГПК, констатировав отсутствие юрисдикции суда Украины на разрешение спора по этому делу.
Апелляционный суд отменил это определение, направив дело для продолжения рассмотрения в суд первой инстанции. Суд исходил из того, что на момент подачи иска и открытия производства по делу не было обстоятельств, определенных п.«b» ч.1 ст.7 Гаагской конвенции о родительской ответственности 1996 года, поскольку ребенок не проживал в Украине менее одного года.
В свою очередь КГС отметил, что подсудность судам Украины дел с иностранным элементом определяется на момент открытия производства по делу, несмотря на то, что в ходе производства по делу основания для такой подсудности отпали или изменились (ч.1 ст.75 закона «О международном» частное право»).
Положения ст.7 Гаагской конвенции применяются только в случае неправомерного перемещения или удержания ребенка. В то же время материалы дела не содержат доказательств того, что ребенок был неправомерно перемещен с территории Украины на территорию Польши.
В этой связи юрисдикция дела должна определяться в соответствии с п.1 ст.5 Гаагской конвенции в зависимости от обычного места жительства ребенка, устанавливаемого на основании обстоятельств каждого конкретного дела.
КГС отметил, что на момент обращения в суд ребенку было 5 лет 4 месяца, из которых 4 года 6 месяцев он проживал на территории Украины и 10 месяцев на территории Польши. При этом на территории Украины ребенок посещал детский сад почти 3 года, а на территории Польши – около 2 месяцев.
Установлено, что никаких доказательств рассмотрения спора об определении места жительства ребенка в судах Республики Польши материалы дела не содержат.
Учитывая, что ребенок родился в Украине, до февраля 2022 года проживал в Украине и является гражданкой Украины, на время
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!