Недавно спикер Руслан Стефанчук заявил, что конституционного запрета проводить выборы во время военного положения нет. И чтобы предотвратить «застой демократии» необходимо приложить усилия для осуществления этого. Впрочем, отметили в ЦИКе, есть и другие законы.
Их положения напомнили в Центральной избирательной комиссии (письмо от 24.07.2023 №21-17-1204), предоставляя ответ на запрос адвоката Владимира Богатыря относительно срока полномочий Верховной Рады IX созыва и Президента Украины, а также даты проведения следующих выборов, информирует «Закон и Бизнес».
«Вопросы проведения очередных выборов стали поднимать потому, что в конце августа подходят сроки, и при обычных условиях в Украине тогда должна стартовать избирательная кампания для народных депутатов следующего созыва, — пояснил «ЗиБ» В.Богатырь. — А весной следующего года мы бы выбирали Президента и, соответственно, Верховная Рада должна принять постановление о старте кампании. Впрочем, военное положение вносит свои коррективы, которые сегодня будут толковаться политиками с учетом собственных интересов и позиции западных партнеров по этому поводу».
Как известно, согласно ч.5 ст.76 Конституции срок полномочий Верховной Рады составляет 5 лет. Полномочия народных депутатов Украины начинаются с момента принятия присяги (ст.79).
Верховная Рада этого созыва избрана на состоявшихся 21.07.2019 внеочередных выборах. Народные депутаты приняли присягу на торжественном заседании Верховной Рады 29.08.2019.
Специальным нормативно-правовым актом, согласно Конституции регулирующим подготовку и проведение выборов народных депутатов, является Избирательный кодекс. В соответствии с положениями ст.135 ВК, выборы народных депутатов могут быть очередными, которые проводятся в связи с истечением конституционного срока полномочий Верховной Рады и не требуют отдельного решения об их назначении.
Такие выборы проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Верховной Рады, то есть 29.10.2023. Избирательный процесс очередных выборов депутатов начинается за 60 дней до голосования. ЦИК объявляет о начале избирательного процесса не позднее чем за 61 день голосования. (ч.1 ст.77 Конституции, ст.136 ВК).
Что касается срока полномочий Президента, то в соответствии со стст.103, 104 Конституции, ее гарант избирается сроком на 5 лет. Новоизбранный Президент вступает на пост с момента принесения присяги народу на торжественном заседании ВР.
Последние выборы Президента проводились 31.03.2019. 20 мая того же года во время торжественного заседания ВР Владимир Зеленский принес присягу как глава государства.
Согласно ч.1 ст.76, ст.77 ИК очередные выборы Президента назначаются Верховной Радой путем принятия соответствующего постановления. Они проходят в последнее воскресенье марта пятого года полномочий (ч.5 ст.103 Конституции, ч.2 ст.76, ч.1 ст.78 ИК). Верховная Рада назначает очередные выборы Президента не позднее чем за 100 дней до дня выборов (ч.2 ст.78 ИК).
В ЦИКе отметили, что сегодня в Украине введено военное положение. И согласно ч.1 ст.19 закона «О правовом режиме военного положения» в условиях военного положения запрещается проведение выборов Президента, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления.
В то же время, обращают внимание в ЦИК, в период действия военного положения не могут быть прекращены полномочия Президента и Верховной Рады (ч.1 ст.10 закона). В случае истечения срока полномочий ВР во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения (ч.4 ст.83 Конституции). Президент исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента (ч.1 ст.108 Конституции).
«И все же Конституция содержит косвенное указание на отсутствие возможности изменения состава Верховной Рады во время военного положення», — считает заслуженный юрист Украины Владимир Богатырь. Он ссылается на ч.4 ст. 83 Основного Закона, согласно которой в случае истечения срока полномочий Верховной Рады во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии ВР, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения.
«Фактически, с одной стороны, Конституция не содержит ограничений по организации и проведению выборов парламента и Президента. И в этой части закон о правовом режиме военного положения, прямо запрещающий это делать, можно считать неконституционным. Но с другой стороны, по Конституции новоизбранные Президент и Верховная Рада не могут получить полномочия. То есть, выборы как определенный процесс не имеют своего логического завершения, а потому лишены логики и смысла», — объяснил адвокат.
По его мнению, очевидно, что эта коллизия должна стать предметом рассмотрения как Конституционного Суда с одной стороны, так и решаться законодателем и Президентом, как гарантом Конституции. «Все остальные рассуждения и толкования норм Основного Закона политологами, экспертами и политиками можно считать их личным мнением. К сожалению, ученые конституционалисты и законодатель не смогли предусмотреть и унормировать коллизионную ситуацию, которая возникла в реальной жизни», — подытожил В.Богатыр.

.
Материалы по теме
В США может стать на один штат меньше
27.01.2025
ВР досрочно прекратит полномочия члена ЦИК
16.11.2022
Современные алгоритмы избирательного процесса вызывают у граждан политическую апатию — глава комитета НААУ
в„–5 (1563), 05.02—11.02.2022
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!