Недостатки в процедурах предоставления помощи на проживание внутренним переселенцам и компенсации расходов работодателям за их трудоустройство обострились во время войны и усложнили эффективное использование бюджета в 2022 году.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на пресслужбу Счетной палаты.
Об этом говорится в Отчете о результатах анализа эффективности использования средств государственного бюджета, выделенных на предоставление помощи на проживание внутри перемещенным лицам и компенсации работодателям выплат на оплату труда за их трудоустройство, в условиях военного положения.
К концу 2022 года количество ВПЛ в Украине достигло почти 5 млн человек, из них 2,7 млн человек получали помощь на проживание. Объемы расходов за счет средств государственного бюджета на выплату денежного пособия и пособия на проживание в 2022 году выросли более чем в 17 раз – до 53,5 млрд гривен.
Счетная палата констатировала, что отсутствие адресности, каких-либо критериев и требований к получателям помощи на проживание ВПЛ, а также оснований для прекращения ее выплаты и стимулов к трудоустройству, усилила нагрузку на госбюджет, создала основу для злоупотреблений и неравные условия для разных категорий ВПЛ.
Так, на начало 2022 года требованиям на получение помощи отвечали только 20% переселенцев, переехавших с 2014 года из Донецкой и Луганской областей, АР Крым и Севастополя. На них государство тратило 3 млрд грн ежегодно (от 442 грн ежемесячно трудоспособному лицу, 1000 грн – детям и пенсионерам, до 2,5 тыс. грн – лицам с инвалидностью). После начала полномасштабной войны такие лица продолжили получать помощь, даже не перемещаясь, но уже в увеличенных размерах (2 тыс. грн для трудоспособных и пенсионеров, 3 тыс. грн – лиц с инвалидностью).
Некоторые ВПЛ, которые за 8 лет интегрировались в общины и не получали помощь из-за имеющегося жилья в безопасных регионах или средств на счетах в банках, воспользовались пробелами в законодательстве и искусственно создали основания для своего перемещения.
Благодаря выделенным из резервного фонда госбюджета 200 млн грн на компенсацию работодателям расходов на оплату труда с марта 2022 удалось трудоустроить 16 352 человек, или 1% трудоспособных ВПЛ.
Однако этого финансового ресурса, выделенного Минэкономики и Государственному центру занятости, оказалось недостаточно, поэтому фактически предоставление компенсации расходов работодателям в конце 2022 г. было приостановлено. Однако Кабинет Министров Украины своевременно не определил другие источники финансирования (например средства Фонда безработицы, где наблюдался профицит в 2022 году).
Контрольная мера показала, что Минсоцполитики не осуществляло в 2022 году надлежащий мониторинг, анализ и эффективное управление бюджетными средствами. К концу года остались неиспользованными 4,1 млрд грн, которые не были перераспределены на другие программы. Кроме этого, Минсоцполитики не выясняло причин неоднократного возврата на счет, начиная с мая 2022 года, средств помощи на проживание в сумме более 624 млн. гривен. Это свидетельствует, что в среднем от 35 до 50 тыс. получателей получали пособие на проживание с задержками от 5 до 7 месяцев или вообще его не получили.
Специалисты Счетной палаты отметили, что система контроля за предоставлением государственной поддержки в 2022 году нуждается в усовершенствовании.
По состоянию на июнь 2023 г. Минфин так и не утвердил методику верификации компенсации расходов работодателям, а методику для помощи на проживание ВПЛ утвердили только в апреле 2023 года. Рекомендации по результатам верификации в органы соцзащиты населения поступали с опозданием на два-три месяца, а результаты их обработки не обобщались.
Во время однократной сверки фактов пересечения границы в августе 2022 года было обнаружено, что более 94 тысяч граждан, находившихся за границей, продолжали получать помощь на проживание как ВПЛ. На это государство потратило более 893 млн грн, что является потерями госбюджета.
В ходе проверок ВПЛ, начатых в конце октября 2022 года, составил 32 901 акт. По их результатам в каждом втором случае было принято решение о прекращении выплат. Так, только в трех охваченных анализом органах соцзащиты Днепра и Львова по результатам проверок Нацсоцслужбы прекращены выплаты 1566 ВПЛ на общую сумму почти 4 млн. гривен. С января 2023 такой контроль приостановлен.
Счетная палата обнаружила, что у Минсоцполитики отсутствует периодическая статистическая или административная отчетность по учету ВПЛ. Не контролируется и не обобщается на центральном уровне информация о состоянии учета переплат (недоплат) и их погашении, в том числе относительно высоких рисков непогашения, а, следовательно, и потерь госбюджета. Так, во всех 7 проверенных специалистами Счетной палаты органах соцзащиты из имеющихся 332 обнаружены переплаты по разным причинам на сумму не менее 13 млн грн, из них в г. Винница – почти полмиллиона гривен переплат не отражены в учете. Способствовала переплатам также отсутствие автоматического обмена электронными данными Минсоцполитики с Минюстом относительно получения сведений о смерти.


Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!