Как работало Укрбюро Интерпола последние девять лет (официальная статистка)
Вопросы борьбы с преступностью, имеющей транснациональный характер или выходящий за пределы государства, решаются правоохранительными органами Украины исключительно через Национальное центральное бюро Интерпола.
Украина как самостоятельное государство официально подала заявку и вступила в Интерпол в 1992 году, а вот украинские правоохранители работали с Международной организацией криминальной полиции еще со времен СССР.
Статус Национального центрального бюро Правительство определило в Постановлении от 25.03.93 №220. Как Укрбюро тогда выступило Министерство внутренних дел (сегодня – Нацполиция). В связи с чем для образования рабочего аппарата была увеличена предельная численность работников центрального аппарата ведомства на 35 единиц.
На этот рабочий аппарат возложены задачи координации наших правоохранительных органов, а также взаимодействия с генеральным секретариатом Интерпола и соответствующими органами государств-членов. Чтобы обеспечить это, Национальное центральное бюро Интерпола:
- посылает партнерам запросы о преступлениях и преступниках, разыскиваемых лицах, предметах, документах, надзоре за лицами, подозреваемыми в совершении преступлений и т.п.;
- принимает и контролирует реализацию аналогичных запросов из-за границы;
- проводит для иностранных правоохранителей оперативно-розыскные мероприятия в Украине;
- сообщает центр и партнеров о задержанных иностранцах и преступлениях, совершенных ими,
- формирует по результатам своей работы банки данных, подает отчеты в Генеральный секретариат Интерпола.
Из ежегодных отчетов о результатах деятельности Национального центрального бюро, которые ежегодно подаются председателем Нацполиции, можно составить представление, как все это работает на практике и каковы показатели деятельности НЦБ Интерпола. Соответствующие скан-копии были предоставлены нам Департаментом международного полицейского Национальной полиции Украины в ответ на запросы (2014 – 2021, 2022).
Общие цифры
Согласно этим документам, интенсивность работы украинских правоохранителей по линии международной криминальной полиции была очень высокой. При этом выполнение задач за все это время остается на паритетных началах. Так, например, в 2021 году НЦБ Интерпола было проработано 81.251 обращение (свыше двухсот запросов в день), в том числе: 45.192 – от правоохранительных органов Украины и 36.059 – от правоохранительных органов иностранных государств.
Во время полномасштабной агрессии в 2022 году цифры, естественно, уменьшились до 26.186 и 22.805 запросов соответственно.
География сотрудничества также характеризуется стабильностью. По критерию количества обработанных документов наибольшее сотрудничество до 2022 года проходило с Российской Федерацией, Польшей, Чехией, Германией и Молдовой. Для сравнения: 6338 документов от РФ за 2021 год против 3061 от занимавшей второе место Польши. В прошлом году, конечно, данные по РФ уже не приводятся. Но и количество обмена документов с Польшей уменьшилось до 2331 года.
Что же касается направлений сотрудничества, то ключевыми являются:
- установление местонахождения разыскиваемых лиц с целью их задержания и последующей выдачи (экстрадиции), а также других лиц или объектов;
- предоставление или получение информации, касающейся расследования преступлений, уголовного прошлого или преступной деятельности граждан или предотвращения преступных проявлений;
- идентификация лиц или неопознанных трупов;
- проведение криминалистических исследований;
- предоставление или получение информации по вопросам публичной безопасности и порядка;
- идентификация угроз, организованных групп и преступных организаций, тенденций развития преступности.
Наиболее распространенными преступлениями, в отношении которых в 2022 году шел обмен информацией в украинском НЦБ:
- розыск транспортных средств – 3175 (в том числе: получено от правоохранительных органов иностранных государств – 1302, от правоохранительных органов Украины – 1873);
- мошенничество – 2938 (1923 и 1015 соответственно);
- грабежи и кражи – 2296 (1342 и 954);
- подделка документов – 1155 (764 и 391).
Нейтралитет с особенностями
В 2022 году интенсивность работы существенно снизилась. 10 марта 2022 года Генеральный секретариат Интерпола обнародовал заявление в связи с конфликтом в Украине:
«Для предотвращения любого потенциального злоупотребления по каналам Интерпола с целью преследования лиц, участвующих в конфликте в Украине или за его пределами, Генеральный секретарь ввел усиленные меры надзора и мониторинга в отношении России, и это решение было одобрено Исполнительным комитетом.
С этого момента диффузии (запросы) больше не могут направляться непосредственно НЦБ Москвы в страны-члены. НЦБ Москвы теперь должно посылать все диффузии в Генеральный секретариат для проверки на соответствие Правилам Интерпола. Только в случае, если диффузия будет признана отвечающей требованиям, Генеральный секретариат будет распространять ее странам-членам Интерпола. Эта процедура является дополнением к текущему процессу рассмотрения Генеральным секретариатом всех запросов на получение уведомлений на соответствие требованиям».
Несмотря на формальное продолжение сотрудничества, РФ была фактически поражена в правах такого сотрудничества в рамках Интерпол, который неоднократно обращал внимание на злоупотребления, допускаемые этой страной.
Несмотря на полученную интересную информацию, освещающую деятельность Департамента международного полицейского Национальной полиции Украины, не удалось получить статистическую информацию о количестве граждан Украины и иностранцев, находящихся в розыске по каналам Интерпол, хотя такая информация хранится и учитывается в соответствии с Инструкцией о порядке использования правоохранительными органами. Украины информационной системы Международной организации уголовной полиции – Интерпол, утвержденной приказом МВД, ОГП, НАБУ, СБУ, ДБР, Минфина, Минюста от 17 августа 2020 г. № 613/380/93/228/414/510/2801/5.
Но подобная информация вполне публична во многих странах. В частности, об этом свидетельствует ответ Австралийской Федеральной Полиции, указывающий, что по состоянию на 20 апреля 2016 года НЦБ Канберра выпустило 12 Красных Карточек в отношении граждан Австралии, разыскиваемых правоохранителями Австралии. Будем надеяться, что в следующих отчетах украинского НЦБ Интерпола будет отражен этот статистический показатель.
Розыск людей
Главным направлением взаимодействия правоохранительных органов по линии Интерпола является установление местонахождения разыскиваемых лиц. Цель – задержание, определение местонахождения или простое информирование.
Интерес правоохранительных органов к розыску людей возникает преимущественно в связи с уголовными производствами, оперативно-розыскными мероприятиями или обусловлен необходимостью установления пропавших без вести лиц.
С 2014 по 2022 год с использованием каналов Интерпола было установлено местонахождение 3976 человек, подозреваемых или осужденных за совершение преступлений, в том числе:
- 1385 человек, разыскиваемых нашими правоохранительными органами (запрашивала Украина);
- 2280 человек, разыскиваемых иностранными государствами;
- 104 человека, которые разыскивались правоохранительными органами Украины с использованием информационной системы Интерпола, но были установлены на территории нашего государства;
- 193 человека разыскивались как пропавшие без вести, были установлены на территории иностранных государств или Украины.
Если не учитывать показатели кризисного 2022 года, то динамика характеризуется постепенным увеличением объема работы: со 185 выполненных запросов в 2014 году до 841 запроса – в 2018 году. Затем в течение двух лет наблюдался резкий спад (267, 264 соответственно в 2019 и 2020 гг.), после чего взаимодействие возобновилось до 578 розысков. Что касается направления работы, то, за исключением 2014 и 2015 годов, все время национальное бюро Интерпола больше выполняло поручения из-за границы, чем Украина получала подозреваемых и осужденных от иностранных партнеров.
Кого и где находят
Также познавательным может быть срез по странам, с которыми Украина больше всего сотрудничает по линии розыска граждан. Здесь рейтинг несколько отличается в зависимости от направления розыска.
Если речь идет о розыске правоохранительными органами Украины наших граждан, установленных на территории зарубежных стран, то здесь ТОП-5 за 9 лет выглядит следующим образом:
1. РФ – 730
2. Польша – 88;
3. Германия – 59;
4. Италия – 58;
5. Испания – 51.
Фактически эти цифры отражают страны, где больше всего находят граждан Украины и где не стоит искать защиты от преследования. Даже в условиях полномасштабной агрессии РФ сохранила уверенное лидерство: 29 розысков (Польша – 14).
Когда мы рассмотрим результаты международного розыска лиц, установленных в Украине, то в пятерку лидеров по критерию удовлетворения запросов с 2014 по 2022 год попали:
1. Молдова – 777;
2. Россия – 448;
3. Румыния – 105;
4. Германия – 91;
5. Польша – 69.
Эти цифры отражают страны, граждан которых Украина больше находит на своей территории.
Из них следует, что наиболее плодотворно сотрудничество украинских правоохранителей с коллегами из России, Германии и Польши. Активнее всего в Украине находят нарушителей из Молдовы, а Россия на порядок больше выявляет наших граждан по сравнению с другими партнерами по Интерполу.
Экстрадиция
Но установление еще не означает выдачу. Так что здесь может быть интересна статистика от Укрбюро в части экстрадиции граждан.
Всего за девять лет (с 2014 по 2022) по линии Интерпола была осуществлена экстрадиция в Украину 279 человек. Напомним, за этот же период было установлено 1385 граждан, разыскиваемых украинскими правоохранительными органами. То есть выдача составляет около 20,1% от установленных. Что касается выполнения требований иностранных партнеров, то здесь показатель составляет 18,7% (установлено 2280 граждан, разыскиваемых иностранными правоохранительными органами, экстрадированных – 427).
Отдельно обращает внимание факт того, что с 2014 года Украина активно запрашивала о розыске и выдаче граждан в РФ и эти запросы выполнялись. И даже больше, чем обратные требования.
Также активно наши правоохранители сотрудничали с польскими, немецкими и итальянскими коллегами. А вот с Молдовой сотрудничество было преимущественно в одну сторону – экстрадиция из Украины. Очевидно, что гражданам этой страны не стоит скрываться от правосудия в Украине. Ведь показатели как розыска, так и экстрадиции наибольшие.
В таблице (просмотреть можно здесь) собраны данные по экстрадиции по тем же странам, которые вошли в ТОП-розыски. Первая цифра во всех ячейках характеризует показатель выдачи Украине, вторая – экстрадицию из Украины.
Розыск угнанных авто
В Украине ежегодно выявляют сотни автомобилей, находящихся в розыске Интерпола. Согласно документам, в целом наблюдается тенденция к росту количества обнаруженных в Украине авто, угнанных в других странах. А вот цифры установления украинских ТС за границей – наоборот характеризуются снижением.
Если же брать показатели сотрудничества по линии Интерпола в разрезе стран, то, например, в 2021 году в Украине было установлено 312 автотранспортных средств, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных стран, а именно: Италии (72), Чехии (59), Германии (50) ), России (26), Польши (18), Словакии (12), Литвы (9), Болгарии и Франции (по 8), Австрии (7), Швеции (6), Бельгии (5), Латвии (4), Великобритании и Норвегии (по 3), Нидерландов, Швейцарии, Сербии, Испании и Мексики (по 2), Румынии, Финляндии, Греции, Бразилии, Турции, Дании, Казахстана, Португалии, Японии, Хорватии, Люксембурга и Боснии и Герцеговины. 1).
И только 19 автотранспортных средств, разыскиваемых правоохранительными органами Украины, в этот же год были установлены на территории иностранных государств, а именно в России (17), Сербии и Чехии (по 1).
Примечательно, что страны-лидеры антирейтинга на протяжении всех лет (кроме 2022 года, из которого естественно выпала Россия) оставались неизменными. Поскольку в Украине больше всего находится нелегальных автомобилей из Италии, Чехии, Германии, России и Польши, можно предположить, что именно эти страны и являются крупнейшими поставщиками краденых железных коней. Что касается "черного экспорта", то здесь безоговорочным лидером до 2022 года также была Российская Федерация.
Интересно, что работа Интерпола также включает двухколесные транспортные средства. Так, в 2020 году Национальное центральное бюро Интерпола участвовало в операции "Мототранспорт". По результатам ее проведения на территории Украины было обнаружено 17 мотоциклов, мопедов и скутеров, числившихся в учетах Генерального секретариата Интерпола как похищенных. Больше всего их нашли на Житомирщине (5 единиц). В Киевской, Луганской и Хмельницкой областях обнаружили по 2 мотоцикла, а в Винницкой, Днепропетровской, Ивано-Франковской, Львовской, Одесской и Харьковской – по одному.
Поэтому, выбирая в Украине для себя приехавшую из-за границы машину, кроме прочего, уместно учитывать ее предыдущее «место прописки» и проверить по открытым базам данных МВД. Ведь не исключен случай, когда при регистрации выяснится, что транспортное средство объявлено в розыск как угнанное. Тогда, конечно, автомобиль будет изъят и вместо удовольствия вы получите немало хлопот. Проверить авто в базах данных МВД можно по VIN-номеру кузова или шасси. Периодически обновляемой копией официальной базы является государственный поисковый ресурс «Розшук».
Также пригодятся сервисы МТСБУ по проверке действия страхового полиса и зеленой карты, в которых осуществляется поиск как по государственному номеру транспортного средства, так и по номеру полиса.
Отдельно следует обратить внимание и на платные сервисы. Так, недавно оказывая правовую помощь пострадавшим, нам удалось идентифицировать и установить местонахождение авто с украинской регистрацией, которое было незаконно перепродано в одной из стран ЕС. Учитывая стремительное увеличение количества украинских авто за пределами Украины вопрос их правового статуса и споров относительно собственности приобрело большое значение.
Усыновление детей
Для некоторых иностранцев именно Украина дает надежду обрести счастье полноценной семьи. Конечно, для этого придется пройти определенную процедуру. В целом усыновление иностранцем украинского ребенка осуществляется по тем же основаниям, что и для граждан Украины, но с учетом некоторых особенностей, определенных отдельным разделом Семейного кодекса. Так, дополнительно требуется согласие Государственной службы Украины по делам детей. В рамках изучения вопроса этот орган направляет запрос в МВД по поводу проверки кандидатов в родители на наличие или отсутствие информации компрометирующего характера в правоохранительных органах других государств и Генеральном секретариате Интерпола.
В течение 2014—2022 гг., согласно данным Департамента международного полицейского сотрудничества МВД, было проведено 4742 проверки граждан иностранных государств — кандидатов на усыновление детей, являющихся гражданами Украины. То есть в среднем за год проверяют 527 потенциальных родителей из-за границы. Данные об успешности прохождения в отчете не приводятся, вместе с этим можно делать выводы относительно количества кандидатов. И, как видно из инфографики, их существенно уменьшилось в последние три года.
Какую информацию проверяет Интерпол относительно потенциальных родителей? Очевидно, речь идет об обеспечении соблюдения требований, закрепленных в ст.ст. 211-212 СК, которые правоохранительные органы Украины не способны установить своими силами. И кроме выявления компромата, что, очевидно, станет причиной для отказа, также могут возникнуть неожиданности, обусловленные украинским менталитетом. Причины можно разделить на несколько групп.
1. Ограниченные в правах. Не могут быть усыновителями лица, которые ограничены в дееспособности или признаны недееспособными, лишены родительских прав (если эти права не были восстановлены). Также не стоит рассчитывать тем, кто уже был усыновителем, но этот статус был отменен по их вине. К ограниченным правам отнесены также лица без гражданства (апатриды).
2. Неблагонадежные с учетом здоровья и социального положения. Это те, кто состоит на учете или на лечении в психоневрологическом или наркологическом диспансере, злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами, не имеет постоянного места жительства и постоянного заработка (дохода), страдает болезнями из перечня Минздрава или по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе.
3. Уголовное прошлое. Речь идет о тех, кто имеет непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за совершение уголовных преступлений. Также запрет касается всех, кто когда-либо был осужден за любые преступления против жизни и здоровья, воли, чести и достоинства, половой свободы и половой неприкосновенности личности, против общественной безопасности, общественного порядка и нравственности, в сфере обращения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные ст.ст. 148, 150, 150-1, 164, 166, 167, 169, 181, 187, 324, 442 Уголовного кодекса. То есть, хотя после погашения или снятия судимости лицо и считается не подвергавшимся уголовному наказанию, это правило для усыновления не действует.
4. Нетрадиционные ценности. Усыновление для иностранцев, не состоящих в браке, запрещено. Это прописано в ст. 212 СК. Исключение составляют случаи, когда иностранец является родственником ребенка.
Также прямой нормой является то, что усыновителями не могут быть лица одного пола. Хотя Украина стремится к евроинтеграции, украинским кодексом браком считается семейный союз только женщины и мужчины. То есть признанный по европейским законам гей-брак не подходит для усыновления.
5. Дискреция госорганов. Еще одним условием, отражающим сугубо украинский подход к решению любых спорных вопросов, является усмотрение чиновников. Так, согласно ст. 212 СК кроме указанных выше ограничений к потенциальным родителям усыновителями не могут быть «другие лица, интересы которых противоречат интересам ребенка». Что именно входит в этот критерий, закон не уточняет. Так что фактически любая собранная негативная информация может быть (следовательно, будет) использована как основание для отказа.
Итак, хотя в последние годы наблюдается снижение количества проверок иностранцев – потенциальных родителей украинских детей, «спрос» на процедуру усыновления из-за границы остается стабильным. Интерпол рассматривает эти вопросы почти каждый день.
Вместе с тем, в самой процедуре на уровне закона заложен мощный коррупциогенный фактор, способный превратить трансграничное усыновление в прибыльный бизнес. Ведь даже при соблюдении всех требований, в каждом конкретном случае придется преодолевать широкую дискрецию украинских чиновников.
Сопровождение расследований
Одним из основных направлений каждого национального центрального бюро является сопровождение уголовных расследований по запросам партнеров.
Поскольку по закону осуществлять ОРД и проводить расследование могут только определенные государственные правоохранительные органы Украины, рабочий аппарат НЦБ является фактически тем хабом, через который государства мира (которые, конечно, члены Интерпола) проводят свою работу на территории Украины в части обеспечения уголовных производств.
Так, в 2022 году по запросам иностранных стран была проведена следующая работа:
идентифицировано 2015 человек;
проверено 2014 г. ДНК-профилей;
проверено 276 дактилокарт лиц (отпечатков пальцев).
отработано 130 сообщений Госпогранслужбы Украины о срабатывании банка данных Интерпола «угнанных/потерянных проездных документов»;
проведена проверка 1098 человек по учетам Госпогранслужбы Украины;
проверены 228 субъектов внешнеэкономической деятельности.
Также по поручению Министерства юстиции Украины организуется прием из-за границы осужденных граждан Украины для последующего отбывания наказания на территории нашего государства. В 2022 году это направление почти прекратилось. Ведь до этого основное взаимодействие происходило с органами РФ. Так, в 2021 году было принято 112 осужденных украинцев. Из них – 108 – осужденных в России.
В обратном направлении поток всегда был гораздо меньше. Так, за 2022 год был передан только один осужденный (в Ливию). А в позапрошлом году – двоих в Российскую Федерацию.
Отдельно приводим перечень государств, которые достаточно популярны среди лиц скрывающихся и выдача по которым усложнена или невозможна по разным причинам. К ним традиционно относятся США, Великобритания, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Катар. Участие этих стран в организации Интерпол возлагает на эти страны одинаковые обязанности по взаимодействию национальных центральных бюро, как и любое другое государство-член.
По данным Департамента международного полицейского сотрудничества, здесь также проходит взаимовыгодное сотрудничество. Хотя и не в таком объеме как с соседними странами.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!