О лишении гражданства Украины устами политиков и по закону
В условиях войны политики и общеполитические СМИ время от времени разражаются новостями о лишении Президентом гражданства Украины бизнесменов, политиков, предателей, коллаборантов. Юридические издания относятся к такой информации более сдержанно. Почему – попытаемся разобраться.
Невозможность быть апатридом
С правовой точки зрения правильно говорить не о лишении личности гражданства, а об утрате им гражданства Украины. И между этими терминами есть одна принципиальная разница, которую нельзя исключать.
Чтобы понять логику подхода к решению вопросов гражданства, мы должны исходить из трех аксиом, которые содержит Конституция Украины:
во-первых, в Украине существует единое гражданство;
во-вторых, гражданин Украины не может быть лишен гражданства. В то же время, не может ограничиваться и право изменить гражданство;
в-третьих, основания получения и прекращения гражданства определяются исключительно на уровне закона. То есть ни Президент, ни Кабмин, ни Государственная миграционная служба или любой другой орган не могут устанавливать правила.
Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года и Конвенция о статусе апатридов 1954 года (поскольку Украина присоединилась к ним в 2013 году, они имеют силу закона) в дополнение закрепляют следующие принципы:
- если законодательство государства разрешает отказ от гражданства, такой отказ не должен приводить к утрате гражданства, кроме случаев, когда соответствующее лицо имеет или получает другое гражданство.
- государство не может лишить человека его гражданства, если такое лишение сделает это лицо апатридом.
Итак, первый важный вывод состоит в том, что лицо, даже если оно совершило преступление против государства, оно ни добровольно, ни принудительно не может прекратить правовую связь с Украиной (чем по сути и есть гражданство), если оно не имеет гражданства другой страны.
Не инициирует, а только засвидетельствует
Согласно Закону «О гражданстве Украины», утрата гражданства по своей сути является расплатой гражданина за какие-то активные действия, которые можно условно обозначить как моральное предательство своей стране (не путать с государственной изменой, являющейся преступлением).
Такими действиями (основаниями для потери гражданства) являются только три:
1) добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства;
2) когда в свое время лицо получило гражданство Украины путем обмана (например, представление фальшивых или ложных документов);
3) добровольное поступление на военную службу другого государства.
В этом случае подход государства следующий: поскольку лицо пренебрегло связью с Украиной, оно, хотя этого и не желает, теряет статус гражданина. И роль государства здесь (и это второй важный вывод) производна – лишь оформить факт утраты гражданства. Инициировать прекращение гражданства (лишать гражданства) государство не может!
Кроме утраты гражданства, Закон допускает также добровольный выход из гражданства по ходатайству. Если не брать частные случаи (дети, семья и т.п.), то по общему правилу, выход из гражданства Украины допускается, если лицо получило гражданство другого государства или получило документ, выданный уполномоченными органами другого государства, о том, что гражданин Украины получит его гражданство, если выйдет из гражданства Украины.
Но здесь есть интересный нюанс: закон не разрешает выход из гражданства, если лицу, ходатайствующему о выходе из гражданства, в Украине сообщено о подозрении в совершении уголовного правонарушения или в отношении которого в Украине есть обвинительный приговор суда, вступившего в законную силу и подлежащий исполнению.
Таким образом, даже если Украина стремится избавиться от своего гражданина, последний должен либо иметь гражданство другого государства (тогда возможно оформление потери статуса), либо хотя бы инициировать получение гражданства другого государства и подать ходатайство о выходе из гражданства Украины.
Оформление утраты и обжалование
Вопросы утраты гражданства решаются Комиссией при Президенте Украины по гражданству. Представление этой комиссии могут внести государственные и правоохранительные органы, которые выявили основания для утраты гражданства (например, наличие действующего паспорта иностранной страны).
По итогам заседания комиссия принимает решение внести на рассмотрение Президента Украины предложение об удовлетворении представления об утрате гражданства Украины и считать лицо утратившим гражданство Украины. Глава Комиссии направляет это предложение Президенту вместе с проектом Указа. И именно Указ становится финальной точкой в решении вопроса гражданства личности.
Указ Президента можно обжаловать только в Верховный Суд. И соответствующие прецеденты уже имели место.
Так, например, по делу N 9901/166/21 Кассационный административный суд отказал в удовлетворении иску лицу, имевшему двойное гражданство. Большая Палата, пересматривая решение по апелляционной жалобе, отдельно отметила, что прекращение гражданства Украины в результате его утраты из-за активных действий совершеннолетнего человека, направленных на получение гражданства другого государства, не является лишением гражданства Украины.
Более интересным с позиции аргументации может стать дело об обжаловании Указа Президента № 898/2022 от 28.12.2022, текста которого нет в открытом доступе, но о котором СМИ распространили информацию, что он приостановил (такого инструмента в законе конечно нет) гражданство тринадцати священников УПЦ МП. Эти теперь вроде как могут быть депортированы.
По крайней мере, один из фигурантов изъявил желание обжаловать этот Указ и подал заявление об обеспечении иска путем приостановления действия Указа и запрета Государственной миграционной службе совершать какие-либо действия на выполнение требований Указа в части, касающейся его, до вступления в законную силу судебного решения по делу. Конечно, поскольку по Кодексу административного судопроизводства не допускается обеспечение иска путем приостановления актов Президента Украины, Кассационный админсуд отказал в удовлетворении заявления (см. определение по делу №Зп/990/1/23). Но из изложенных в решении обстоятельств следует, что лицо не имело другого гражданства. По крайней мере, во время обысков каких-либо документов о наличии гражданства другого государства обнаружено и изъято не было.
Что касается отдельных бизнесменов, политиков и священнослужителей, то эти случаи следует рассматривать каждый отдельно, а правовую оценку можно давать исключительно анализируя соответствующие указы Президента Украины. Более того, чаще всего широкой общественности неизвестно, являются ли такие лица подозреваемыми или обвиняемыми в уголовных производствах и имеют ли они гражданство других стран. В публичном доступе нет указов по лишению гражданства, поскольку они содержат персональные данные, следовательно, нет и обоснования таких решений.
Например, насколько нам известно последний Указ Президента Украины о прекращении гражданства Украины в результате выхода из гражданства Украины был издан 2 октября 2021 года (№ 548) относительно 1087 человек. Но он отсутствует в публичном доступе.
А вот подобную статистику, скорее всего, можно узнать в Управлении по вопросам гражданства Департамента по вопросам гражданства, помилования, государственных наград Офиса Президента Украины.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!