Европейский суд по правам человека признал приемлемым для рассмотрения межгосударственное дело «Украина и Нидерланды против России». Теперь суд в Страсбурге перейдет к ее рассмотрению по существу.
«Суд единогласно решил, что с 11 мая 2014 года события подпадают под юрисдикцию суда», поскольку «территории, захваченные сепаратистами, находились под контролем Российской Федерации», - подчеркнула судья ЕСПЧ, которая 25 января зачитала краткую версию решения суда о совместной жалобе, передают в Украинском Хельсинкском союзе по правам человека.
Представители России в Европейский суд по правам человека не явились. Незадолго до слушаний по этому делу правительство РФ отстранило от ведения процессов в ЕСПЧ команду своего министерства юстиции, хотя обычно в государствах-членах Совета Европы именно минюсты ответственны за защиту государства в Страсбурге.
Межгосударственное дело «Украина и Нидерланды против России» касается системных нарушений прав человека на Востоке Украины (оккупированная Россией территория Украины) с 2014 года, включая также уничтожение Малайзийского самолета рейса MH17 17 июля 2014 года, а также похищение трех групп у детей на востоке Украины период с июня по август 2014 г. и их временное перемещение в Россию.
В 2020 году три межгосударственных дела объединили в одно, а именно: «Украина против России (относительно Восточной Украины)» по заявлению № 8019/16, касающееся массовых и систематических нарушений прав человека на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей; «Украина против России» по заявлению № 43800/14 о похищении и попытках незаконного вывоза детей-сирот из Донецкой и Луганской областей на территорию Российской Федерации в 2014 году; «Нидерланды против России» по заявлению № 28525/20 об уничтожении самолета рейса Малайзийских авиалиний MH17.
Государства-заявители утверждали о следующих нарушениях Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод:
статьи 2 – право на жизнь
статьи 3 – запрет пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения
статьи 4 – запрет принудительного труда
статьи 5 – право на свободу
статьи 8 – право на уважение к частной и семейной жизни
статьи 9 – свобода мысли, совести и религии
статьи 10 – свобода выражения мнений
статьи 11 – свобода собраний и ассоциаций
статьи 13 – право на эффективное средство правовой защиты
статьи 14 – запрет дискриминации
статьи 1 Протокола № 1 – защита собственности
статьи 2 Протокола № 1 – право на образование
статьи 3 Протокола № 1 – право на свободные выборы
статьи 2 Протокола №4 – свобода передвижения.
26 января 2022 г. состоялись устные слушания Большой Палатой относительно приемлемости данного дела.
Позиция Правительства Российской Федерации сводилась к следующему:
– Правительство РФ не соглашается с отказом ЕСПЧ объединить межгосударственное дело «Россия против Украины» с делом «Украина и Нидерланды против России».
– РФ не признает никакие из заявленных в межгосударственных заявлениях жалобы. Россия тоже не является стороной конфликта в Украине.
- дело должно быть отклонено как неприемлемое, поскольку заявленные в нем жалобы не подпадают под юрисдикцию РФ.
– События, которых касается дело «Украина и Нидерланды против России», имеют место на территории Донецкой и Луганской областей, находящихся вне суверенитета РФ.
- Межгосударственное дело сфабриковано и не содержит никаких доказательств. В поддержку заявлений предоставлены фальсифицированные доказательства.
- Сбитие самолета МН-17 в июле 2014 года – это трагедия для всего мира. Но заявление Правительства Нидерландов базируется на сфабрикованных доказательствах и обвинениях РФ по поводу ее ответственности за трагедию. Сбитие самолета имело место в период активных боевых действий в воздушном пространстве Украины. Россия не имеет отношения к сбитию самолета.
Позиция Украины:
- Сразу после установления Россией эффективного контроля над Крымским полуостровом в апреле 2014 года началась оккупация восточных областей Украины.
- Российская Федерация имеет экстратерриториальную юрисдикцию в понимании статьи 1 Конвенции самое позднее – с конца апреля 2014 г., что подтверждается следующим: эффективным контролем над территорией (присутствие российских военных и вооружения); военным, политическим и экономическим влиянием на руководство так называемых «Д/ЛНР»; физическим контролем, осуществляемым представителями РФ над пострадавшими от нарушений прав человека.
– На отрицание позиции РФ относительно ее непричастности к действиям «сепаратистов», перехваченные разговоры и заявления главарей боевиков доказывают, что они контролировались Россией. Также доказательства свидетельствуют, что с момента начала Украиной антитеррористической операции Россия оказывала логистическую и военную поддержку сепаратистам.
- Одновременно с военным присутствием и поддержкой РФ осуществляла контроль над ключевыми политическими и экономическими сферами деятельности так называемых республик, что подтверждалось руководителями этих объединений.
- Кроме того, с 2019 года все жители так называемых «Д/ЛНР» могут стать гражданами РФ, что необходимо для получения пенсий и социальных выплат жителями этих республик.
– Правительство РФ не предоставило убедительных и достаточных доказательств и аргументов в ответ на предоставленные Украиной доказательства присутствия российских военных и вооружения на территории восточной Украины.
- Российская Федерация должна нести ответственность за систематические и продолжающиеся нарушения прав человека на территории восточной Украины, в том числе – за сбитие самолета рейса Малайзийских авиалиний MH17, а Европейский суд имеет компетенцию рассматривать это дело.
- существование административной практики нарушений РФ прав человека подтверждается двумя основными типами доказательств: докладами международных организаций и свидетельскими показаниями, подтверждающими информацию, изложенную в докладах.
- Как и по делу по Крыму, Правительство Украины утверждает, что правило исчерпания эффективных средств национальной правовой защиты не применяется по этому делу в связи с существованием административной практики нарушений прав человека.
- Основной целью Украины по этому делу является прекращение нарушения прав человека и предотвращение их в будущем на неподконтрольной ему территории.

Фото: Укрінформ
Материалы по теме
Начальник управління СБУ в АРК виявився контррозвідником РФ, який закінчив Академію ФСБ Росії
23.04.2021
Требование ХПК провоцирует многочисленные обращения в ЕСПЧ от предприятий, находящихся в зоне АТО
в„–40 (1338), 21.10—27.10.2017
Как отчуждать имущество на неподконтрольной территории
в„–40 (1338), 21.10—27.10.2017
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!