Во время проверки должен нервничать не налогоплательщик, а инспектор
Визит органов контроля, как правило, вызывает стресс и негативные эмоции у руководителей компаний, но в первую очередь — у бухгалтеров. Однако страх, если его контролировать, часто является хорошим стимулом для решительных действий. Как подготовиться к налоговой проверке? Какие права имеет налогоплательщик в процессе ее проведения и как должны вести себя представители компаний, чтобы «игра» проходила по их правилам? На этих вопросах сконцентрировались участники заседания комитета финансов и права клуба отельеров и рестораторов Ноteliero.
Сдерживающий фактор
При проведении проверки так или иначе происходит вмешательство в хозяйственную деятельность компании. Кроме того, возможны определенные негативные последствия (например, раскрытие конфиденциальной информации или коммерческой тайны, риск последующих проверок, привлечения к ответственности) как для работников, так и для компании в целом и риски, связанные с репутацией фирмы.
О методах борьбы и контроля возможных рисков во время проведения проверки и о том, как компаниям подготовиться к последней, рассказал партнер налоговой практики АО Arzinger Павел Ходаковский. Он посоветовал представителям бизнеса перед проведением проверки подготовить соответствующий приказ о назначении уполномоченного лица или нескольких лиц, ответственных за общение с налоговой.
Кроме того, по словам докладчика, необходимо обеспечить надлежащее архивное хранение документов, в частности специальный режим хранения бухгалтерских документов, наличие журнала регистрации проверок и утвердить внутренние положения о коммерческой тайне и конфиденциальной информации («оружием» для компании является наличие соглашения о неразглашении такой информации, подписанного работниками).
П.Ходаковский посоветовал субъектам хозяйствования оборудовать входные двери системой внешнего наблюдения и отвести для переговоров с налоговиками отдельную комнату, в которой были бы записывающие устройства. Видеозапись, по мнению юриста, является стимулом и сдерживающим фактором почти для всех проверяющих. «Кто-то всегда должен быть рядом с налоговым инспектором» — такое правило озвучил докладчик.
Если же «гости» все-таки таки пожаловали, необходимо свести к минимуму общение с ними, не подпускать к компьютерам сотрудников и их личным вещам, не давать информацию, непосредственно не связанную с предметом проверки, посоветовала участникам заседания старший юрист налоговой практики АО Arzinger Ольга Баранова.
Последний шанс
В процессе проведения проверки как налогоплательщики, так и органы ГНС наделены соответствующими правами. Например, налогоплательщик имеет право присутствовать во время ее проведения, давать объяснения, знакомиться с актами проверки перед их подписанием, требовать от контролирующих органов проверить сведения и факты, которые могут свидетельствовать в его пользу, и т.п.
В свою очередь органы ГНС имеют право получать от налогоплательщиков заверенные копии документов, свидетельствующих о нарушении требований налогового или другого законодательства; изучать и проверять первичные документы, финансовую и статистическую отчетность; требовать проведения инвентаризации и доступа в помещения, используемые для осуществления хозяйственной деятельности; требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению законных полномочий органов ГНС.
Требование выключить телефоны, выемка и арест предметов и документов без их детального описания, отказ в праве позвонить адвокату или родственникам при задержании — такие действия, по словам О.Барановой, противоправны. Опять-таки действенным методом защиты в подобных случаях является осуществление видео- и аудиозаписи всех действий проверяющих.
По результатам проверки составляются справка или акт. «Реалии показывают, что справка — это, как правило, утопия», — отметила О.Баранова и добавила, что в акте проверки отражаются выявленные нарушения, осуществляется разбивка налогов и сборов по годам и периодам. При этом в документе не допускается определение вида и размера штрафных санкций.
Налоговый кодекс дает возможность подписать акт с замечаниями, а также подать возражение в случае несогласия с результатами проверки. Возражение, убежден докладчик, — это последний шанс предоставить также необходимые первичные документы.
После составления акта выносится налоговое уведомление-решение, которое может быть обжаловано в административном и судебном порядке.
Примечательно, что в письме от 30.11.2009 №1619/10/13-09 ВАС отметил, что акты проверки не являются решениями субъекта властных полномочий, не влекут возникновения каких-либо прав и обязанностей лиц или субъектов властных полномочий, а следовательно, не порождают правоотношений, которые могут быть предметом спора (п.13 письма). Однако, как отметила О.Баранова, предметом спора можно указать требование признать противоправными действия налогового органа, совершенные во время проведения проверки и оформления акта по ее результатам (дополнительно см. №№29, 30/2012 «ЗиБ». — Прим. ред.).
Стрессу — нет!
По мнению управляющего партнера Аудиторской фирмы «Аксенова и партнеры» Елены Макеевой, от налогоплательщиков во время приема контролирующих органов требуются принципиально новые подходы. Ведь проверка всегда рассчитана на соответствующую реакцию бухгалтеров, которая выражается в панике и стрессе, после чего, как правило, быстро подаются уточнения к отчетности.
«Но «игра» может проходить по правилам налогоплательщика, а не органов ГНС», — отметила докладчик. Ведь наряду со слабыми сторонами (чувство страха, неизвестности, необходимость быстрого принятия решений в стрессовой ситуации, лишние разговоры, неуверенность в себе и т.п.) налогоплательщики имеют ряд преимуществ. К ним можно отнести то, что налогоплательщики, в отличие от инспектора, хорошо знают свой бизнес, у них есть время, чтобы подготовиться к проверке (законом на это отведено 10 дней), «игра» происходит на «поле» налогоплательщика, последний имеет возможность привлечь соответствующих консультантов, а в случае нарушения своих прав может использовать такой инструмент, как «пульс налоговой».
Е.Макеева убеждена: с самого начала следует дать понять проверяющим, что «игра» ведется на равных. По ее словам, не стоит уделять слишком много внимания проверяющим, представлять письменные объяснения без согласования с финансовым директором и юристом и давать понять, что готовы к договоренностям, проявлять свой страх и неуверенность. Если следовать этим правилам, то нервничать будет не плательщик, а инспектор. Ведь «лучший экспромт — хорошо подготовленный экспромт», резюмировала Е.Макеева.
Конечно, данные советы стоит использовать только тем субъектам хозяйствования, которые уверены, что ведут налоговый учет без нарушений, в противном случае ответственности не избежать.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!