Для обеспечения деятельности полиции и эффективного выполнения задач в условиях военного положения правоохранителям расширили полномочия. В частности, относительно применения полицейских мер принуждения.
Верховная Рада во время последнего пленарного заседания приняла (на базе проекта №7147) Закон «О внесении изменений в законы Украины «О Национальной полиции» и «О Дисциплинарном уставе Национальной полиции Украины» с целью оптимизации деятельности полиции, в том числе во время действия режима военного положения», передает "Закон и Бизнес".
Так, в частности, в статье 32 Закона о Нацполиции предусмотрены дополнительные полномочия, согласно которым полиция:
1) по письменному запросу безвозмездно получает от государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц государственной формы собственности информацию, необходимую для выполнения определенных настоящим Законом задач и полномочий полиции, в том числе в отношении военнопленных, в виде и в форме, указанной в таком запросе . Субъекты, которым адресован соответствующий запрос, обязаны в течение трех дней, а в случае невозможности – не позднее 10-дневного срока со дня получения запроса, предоставить соответствующую информацию или сообщить о причинах, препятствующих ее предоставлению
2) осуществляет конвоирование лиц, задержанных по подозрению в совершении уголовного правонарушения, взятых под стражу, обвиняемых или приговоренных к лишению свободы, а также охраняет их в зале суда.
Перечень местных общих судов, соответствующих учреждений предварительного заключения (кроме гауптвахт) и изоляторов временного содержания, из которых полицией осуществляется конвоирование таких лиц, определяется Министром внутренних дел Украины;
3) в случаях, предусмотренных законом, содержит в изоляторах временного содержания лиц, задержанных за совершение уголовных или административных правонарушений, лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, лиц, подвергнутых административному аресту, а также обвиняемых и осужденных;
4) в пределах определенной законодательством компетенции осуществляет разминирование, имеющее оперативный характер, в части обнаружения, обезвреживания и уничтожения взрывоопасных предметов, в отношении которых есть основания полагать, что они предметы, орудиями или средствами совершения административных или уголовных правонарушений;
5) организует работу по предоставлению, лишению и подтверждению допуска полицейских к проведению специальных взрывотехнических работ;
6) осуществляет технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия, в том числе связанного с пожарами, и специальные взрывотехнические работы по фактам совершения взрывов, поступления сообщений об обнаружении подозрительных взрывоопасных предметов, угрозу взрыва;
7) осуществляет представительство и обеспечивает исполнение обязательств Украины в Международной организации уголовной полиции – Интерполе и выступает как Национальное центральное бюро Интерпола;
8) сотрудничает с Европейским полицейским офисом (Европол) и действует как Национальный контактный пункт между компетентными органами Украины и Европолом;
9) организует взаимодействие правоохранительных и других государственных органов Украины с Международной организацией уголовной полиции – Интерполом, Европейским полицейским офисом (Европолом), а также компетентными органами других государств по вопросам, относящимся к сфере деятельности Интерпола и Европола;
10) осуществляет сбор биометрических данных лиц, в том числе путем дактилоскопирования;
11) осуществляет административный надзор в соответствии с законом.
Введено дополнительное основание остановки транспортного средства - если есть информация, свидетельствующая о том, что водитель или пассажир транспортного средства является лицом, самовольно покинувшим место для содержания военнопленных.
Если раньше полицейский ни при каких обстоятельствах не мог применять меры принуждения, не определенные Законом о нацполиции, то теперь согласно ст. 42 в случае необходимости отражения нападения, угрожающего жизни или здоровью полицейского или другого лица, а также устранения опасности в состоянии крайней необходимости или при задержании лица, совершившего правонарушение и/или сопротивляющегося полицейскому, полицейский вправе использовать подручные средства.
Во время действия режима военного положения полицейский получит право применять меры принуждения, предусмотренные настоящей статьей в отношении лиц, участвующих в вооруженной агрессии против Украины без учета установленных требований и запретов по применению физической силы, оружия и т.д.
Во время действия режима военного положения при применении полицейским меры принуждения в отношении лиц, совершающих агрессию против Украины и причинения указанным лицам телесных повреждений, увечья, применения огнестрельного оружия, при наличии возможности, с учетом событий на соответствующей территории, полицейский устно или с помощью средств телекоммуникационной связи должен сообщить своему непосредственному руководителю, который в случае необходимости по возможности сообщает центральный орган управления полиции и соответствующего прокурора.
.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!