Украина не может в одностороннем порядке изменить базовые положения международного права по вопросам вооруженных конфликтов. Что раскритиковала, а что поддержала Венецианская Комиссия в предложениях Украины по регулированию принципов госуправления и правосудия на оккупированных территориях?
Венецианская Комиссия опубликовала заключение на правительственный законопроект от 4 августа 2021 года №5844 «Об основах государственной политики переходного периода», передает «Закон и Бизнес» со ссылкой на ЕП.
Проект закона предлагает регулирования принципов госуправления и правосудия на оккупированных территориях во время процесса их реинтеграции. Вывод Комиссии содержит критику, так и поддержку его отдельных положений.
ВК отмечает, что проект Закона предлагает создать только общую правовую рамку для мер переходного периода, из-за чего невозможно четко предсказать влияние этого закона в случае принятия. Зато выполнения закона во многих деталях будет зависеть, прежде всего, от имплементирующих законов и подзаконных актов, которые необходимо будет разработать в будущем. «Из-за общих и размытых норм ... проект больше напоминает политические указания, чем нормативно-правовой акт», - отмечает Комиссия. А отмена ряда нормативно-правовых актов, как это предусмотрено действующим проектом закона, создало бы в Украине правовой вакуум по ряду вопросов, прежде всего в отношении Автономной Республики Крым и г. Севастополя.
Венецианская комиссия признала, что «в значительной мере закон основывается на принципах международного права ... и учитывает потребности уязвимых групп общества». Однако некоторые вопросы, связанные с применением норм международного права, подвергла критике.
В частности, отмечается, что хотя проект оперирует понятиями, привычными для международного права, их значение является более узким, чем принято считать в том же международном праве. Комиссия напомнила, что Украина не может в одностороннем порядке изменить базовые положения международного права по вопросам вооруженных конфликтов, те будут в силе независимо от закона Украины. «Понятно, что государство имеет легитимное право для формирования своего видения ... Однако такие положения должны быть либо убраны из проекта, либо должно быть четко указано, что они отражают только украинское прочтения международного права», - говорится в заключении.
ВК также рекомендовала усовершенствовать некоторые положения законопроекта, из которых выделила 5 важнейших блоков. В частности:
- привести в соответствие с международным правом положения об ответственности за уголовные преступления, совершенные в связи с временной оккупацией, согласно международному праву, и пересмотреть нынешнее дифференцированное отношение к разным категориям преступников;
- сузить и уточнить положения по люстрации, учитывая, что по международным стандартам, люстрация ограничивается важнейшими должностями в государстве, не распространяется на выборные должности, должна быть возможность ее судебного контроля и т.д.;
- просмотреть, что закон имеет целью установление правды о всех преступлениях, а не только о тех, которые совершены определенными конкретными субъектами конфликта;
- четко сформулировать положения конвалидации документов, выданных на временно оккупированных территориях, и пересмотреть ограничительный подход по признанию академических сертификатов, степени и званий, выданных на этих территориях
- отразить в проекте особый конституционный статус АРК и Севастополя.
Запрос на предоставление заключения поступил Комиссии 4 июля 2021 года.
.
Материалы по теме
Нардепы пытались развивать города, не нарушая Конституции
в„–16 (1470), 25.04—01.05.2020
Правительство намерено за год перелицевать всю карту Украины и ликвидировать лишние города
в„–5 (1459), 08.02—14.02.2020
Президент предложил лишиться советского наследства, а нардепы — разделить страну на уезды
в„–50 (1452), 21.12—27.12.2019
Нардепы решили отпраздновать 50 лет Счастья
04.07.2013
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!