Сегодня, 17 августа, вступило в силу Положение о применении электронной подписи в банковской системе Украины, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 14.08.2017 №78.
Положение (с текстом можно ознакомиться здесь) утверждено в рамках процесса реализации проекта #Paperless, суть которого заключается в максимально возможном отказе от бумажных документов при обслуживании клиентов банков.
Документом, в частности, определяются виды электронной подписи, применяемые в банковской системе Украины, требования к их применению, а также устанавливаются требования к созданию и хранения электронных документов в банковской системе.
«Одним из важных путей уменьшения непроизводительных расходов, повышения эффективности выполнения банковских операций и улучшения качества обслуживания клиентов является переход к безбумажным технологиям работы с документами и внедрения безопасных технологий дистанционного предоставления банковских услуг», - так прокомментировал принятие Положения начальник Управления организации документирования управленческой информации НБУ Виктор Носулько.
Юрист Spenser & Kauffmann Денис Наконечный в комментарии изданию «Закон и Бизнес» пояснил, что Положения фактически конкретизирует нормы законов Украины «Об электронной цифровой подписи» и «Об электронных документах и электронном документообороте», а также устанавливает общие правила использования подписей в документообороте банков.
Он рассказал, что Положением установлены 5 электронных подписей:
- простая электронная подпись;
- простая электронная цифровая подпись (ЭЦП);
- ЭЦП, приравненная к собственноручной подписи;
- ЭЦП юридического лица;
- ЭЦП НБУ.
«К собственноручной подписи приравнивается только ЭЦП с использованием усиленного сертификата ключа, - обратил внимание юрист. - Возможность использования банком и клиентом менее защищенных видов электронной подписи (простой электронной подписи или простой ЭЦП) может быть предусмотрена в договоре, подписанном сторонами лично или с помощью ЭЦП, приравненной к собственноручной подписи. В таком случае, стороны также должны предусмотреть порядок распределения возможных убытков подписантов или третьих лиц».
«Ввиду того, что ЭЦП с использованием усиленного сертификата ключа не является распространенным, большинству клиентов не избежать личного подписания основных банковских документов при установлении договорных отношений с банком», - предположил Д.Наконечный.
Регулятор надеется, что использование электронной подписи снизит стоимость банковских услуг. Впрочем, многие банки уже давно предоставили своим клиентам возможность заключать договора в электронной форме.
С другой стороны, использование электронной подписи не ограничивает банки и их клиентов заключать сделки в устной или письменной формах или вносить в них изменения.

Материалы по теме
Реестр счетов и сейфов: риски для защиты банковской тайны и потенциал для уголовного преследования
13.05.2025
18% украинских банков убыточны
08.01.2025
Ель на вес золота установили в Мюнхене
08.12.2024
Нацбанк представил новые памятные монеты
23.05.2024
Нацбанк выпустил новую памятную монету
10.05.2024
НБУ внес ряд смягчений валютных ограничений
06.05.2024
Нацбанк снизил учетную ставку до 13,5%
25.04.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!