Депутаты придумывали, как сделать так, чтобы не сбылось страсбургское пророчество
Вторую неделю подряд члены Комитета Верховной Рады по вопросам правосудия собираются на заседание.
Если вопрос финансирования третьей ветви власти в 2011 году в прошлый раз вызвал «аншлаг», то не менее важная проблема — исполнение Украиной решений Европейского суда по правам человека — заинтересовала не всех депутатов. Из-за отсутствия секретаря парламентского подразделения Анжелики Лабунской председателю подкомитета по вопросам финансового обеспечения и развития материально-технической базы судебной системы Андрею Сенченко пришлось считать не только дыры в смете судебной власти, но и количество присутствующих коллег.
Балансируя на грани кворума и правового «фола», обладатели мандатов искали пути, как избежать наказания за неисполнение страсбургских вердиктов. При этом они решили не прекращать комитетский «марафон», пока не найдут законодательную панацею.
«Пилотная» практика
Проблемой исполнения решений Евросуда нардепы заинтересовались неслучайно, ведь 15 октября прошлого года в Страсбурге было вынесено первое пилотное решение по делу «Юрий Иванов против Украины». Отметим: впервые такое решение было принято еще в 2004 году по делу «Броневский против Польши». Впрочем, мы одни из немногих, для которых установлены четкие сроки исполнения требований Евросуда.
Практике вынесения Евросудом пилотных решений уже больше 6 лет. Целью такой процедуры является выявление в рамках конкретного дела системных проблем, которые повлекли нарушение Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, а результатом должно стать принятие государством-ответчиком необходимых мер для исправления ситуации.
В частности, рассматривая дело против Украины, Страсбург признал существование в нашем государстве, неприемлемой с точки зрения европейских стандартов практики, когда государством систематически не исполняются вовремя решения украинских судов, принудительное исполнение которых законом возложено на государство, а также отсутствуют эффективные средства правовой защиты пострадавших от этого лиц. Международное судебное учреждение обязало нашу страну безотлагательно, не позднее чем через год после того, как страсбургское решение приобретет статус окончательного (это произошло 15 января 2010 года), внедрить на национальном уровне эффективное средство или комбинацию средств защиты, способных обеспечить адекватную и достаточную компенсацию за неисполнение или затягивание с исполнением решений украинских судов в соответствии с принципами конвенции в толковании страсбургского суда.
Также Украину обязали задействовать указанные средства защиты не позднее чем через год после того, как решение приобретет статус окончательного относительно всех лиц, чьи жалобы по аналогичным вопросам находились в производстве Евросуда на момент вынесения этого решения и чьи жалобы будут приняты к производству в будущем.
Следовательно, последний срок выполнения требований общего характера, определенных пилотным решением, истекает через несколько недель — 15 января 2011 года. Если парламентарии не успеют до окончания новогодних и рождественских праздников восполнить законодательные пробелы, Украине будут грозить серьезные штрафные санкции.
Бюджетные риски
Хотя уже сейчас эксперты Счетной палаты обеспокоены тем, что к Украине все чаще применяют международные судебные санкции. По информации СП, количество вердиктов о нарушении государством конституционных прав и свобод граждан, принятых Евросудом против Украины, возросло с 14 в 2004 году до 126 в 2009-м. Угрожающими темпами увеличивается и количество исков иностранных субъектов к нашему государству. Так, в международном арбитражном суде в 2009 году было 11 дел с исковыми требованиями на сумму 10,7 млрд грн., а в 2010-м — 14 дел, по которым сумма претензий к Украине достигла 213 млрд грн.
Недавно СП провела проверку эффективности использования бюджетных средств на принятие мер по обеспечению защиты прав и интересов государства во время урегулирования споров зарубежными юрисдикционными органами и пришла к выводу, что управленческие решения органов государственной власти по вопросам защиты прав и интересов государства являются неэффективными. Собственно, финансируя органы власти, отмечают специалисты СП, государство тратит значительные средства на должностных лиц, последствия деятельности которых национальными и международными судами признаются противоправными, а сама деятельность — такой, которая не ведет к устранению причин возникновения споров.
По мнению председателя палаты Валентина Симоненко, в связи с миллиардными суммами исков в международных арбитражах бюджет подвергается значительным материальным рискам. По словам высокого должностного лица, в Украине проблема неисполнения судебных решений стоит достаточно остро, поэтому граждане ищут правды в Страсбурге. «Европейский суд принял позитивное решение лишь по одному так называемому пилотному делу, дав Украине возможность самостоятельно еще 1400 аналогичных дел. Сумма исков составляет 106 млн грн., и наша страна должна вернуть эти средства. Мы имеем серьезную структурную проблему в практике судопроизводства, в частности в исполнении судебных решений. Либо государство должно изменить социальные законы и не обещать людям нереальных льгот, либо придерживаться буквы закона! Иначе иски и обращения в международные инстанции будут расти, как снежный ком, обескровливая бюджет», — заявил на заседании коллегии СП В.Симоненко.
В ожидании правительственной панацеи
Обеспокоенность ситуацией выразили и члены Комитета ВР по вопросам правосудия. Правда, о финансовых рисках законодательной «беззаботности» они должны были вспомнить намного раньше. В последний момент на двух финальных заседаниях парламентского подразделения депутаты вместе с заместителем министра юстиции Валерией Лутковской придумывали, как сделать так, чтобы не сбылось страшное страсбургское пророчество.
Следует отметить: 15 декабря на заседании комитета представитель Минюста рассказывала, что законопроект, который может стать панацеей для Украины, уже разработан и находится на рассмотрении в Кабинете Министров. Также В.Лутковская проинформировала нардепов о том, что 20 декабря Правительство одобрило эту инициативу. По ее мнению, последняя «решает вопрос относительно того, каким образом в дальнейшем будут осуществляться взыскания с государственных органов и предприятий». Кроме того, в проекте предлагается привести к общему знаменателю все социальные льготы, предусмотренные в законодательстве, а также признать имеющуюся задолженность государственным долгом Украины.
По словам заместителя министра, в этом документе заложен механизм, который позволит собрать информацию о задолженности перед гражданами по социальным выплатам и неисполненным решениям национальных судов и провести ее реструктуризацию в течение ближайших лет.
В свою очередь председатель комитета Сергей Кивалов поинтересовался у докладчицы: какое решение Евросуд может вынести после 15 января следующего года? Отвечая на вопрос, В.Лутковская отметила, что после этой даты Страсбург начнет рассматривать дела, на которые раньше, так сказать, был наложен мораторий. «То есть Суд будет постепенно рассматривать дела о неисполнении Украиной решений национальных судов. Вот что нас ожидает: там, где сумма справедливой сатисфакции составляла i750, теперь будет составлять i1500, там, где было i3600, будет i7200 и т.д.», — отметила представитель Минюста. Председательствующий спросил у нее, не может ли Правительство попросить иностранный суд отсрочить применение санкций по отношению к Украине, поскольку, по его словам, мы первая страна, которая будет иметь такой «негативный вид» в мире. «У нас еще есть время», — заверила присутствующих В.Лутковская. Она рассказала народным избранникам о том, что в настоящее время продолжается доработка упомянутого проекта закона, и, возможно, уже 22 декабря он поступит в парламент. Правда, даже оперативное одобрение этого документа позволит решить проблему только через год. «По состоянию на сегодня в проекте закона о госбюджете такие выплаты не предусмотрены. Соответственно, они будут предусмотрены в бюджете начиная с января 2012-го, а в будущем году мы будем исполнять решения национальных судов по старой системе, в соответствии с законом «Об исполнительном производстве», — объяснила представитель министерства.
Чтобы иметь хоть какие-то аргументы для Страсбурга, В.Лутковская призвала депутатов поддержать правительственный проект. Впрочем, обладатели мандатов напомнили ей, что согласно графику работы парламента это последнее заседание комитета, поэтому правительственным чиновникам следует поторопиться с данной инициативой. Особенно возмущен Вадим Колесниченко, который обвинил Минюст в бездействии.
Однако С.Кивалов напомнил, что это проблема не отдельного ведомства, а страны в целом. Учитывая важность данного вопроса, он попросил коллег собраться еще раз, чтобы дать правительственному творению рекомендацию, которая позволит парламенту принять законопроект до конца года хотя бы в первом чтении.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!