Нардепы рекомендуют как можно быстрее избавиться от налоговой милиции
Дискуссии вокруг будущего налоговой милиции ведутся с момента регистрации законодательной инициативы о ее ликвидации.
Авторы проекта убеждены: структурное подразделение превратилось в карательный орган, к тому же его работа неэффективна. Следует ли продолжать содержать налоговую милицию, выясняли представители Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступно¬стью и коррупцией.
Новые обещания
15 ноября исполнится 10 лет со времени принятия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которую наше государство ратифицировало 21 мая 2004 года. Украина подписала ряд международных документов, однако, как свидетельствует практика и подтверждает неутешительная статистика, далеко не все обязательства удалось выполнить. В то же время нереализованные планы не мешают нам подписываться под новыми обещаниями.
Во время заседания профильного комитета большинство его членов поддержали ратификацию Конвенции Совета Европы об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, и о финансировании терроризма.
Как отметил член комитета Григорий Омельченко, конвенция разработана с целью создания современной и эффективной системы международного сотрудничества для реализации единой политики.
Ратификация документа обязывает стороны принимать ряд мер, в частности быстро устанавливать, выявлять, блокировать или арестовывать имущество, подлежащее конфискации, осуществляя управление таким имуществом, а также преду¬смотреть полномочия судов или других компетентных органов отдавать распоряжение о предоставлении банковских, финансовых или коммерческих сведений. Также согласно документу предусматривается создать подразделение финансовой разведки.
Предположить, как будет проходить имплементация настоящего акта, сложно. Впрочем, отметил первый заместитель председателя Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль, с тех пор, как наше государство присоединилось к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, существенных изменений отечественного законодательства не произошло.
По материалам оперативно-разыскной деятельности спецподразделений по борьбе с коррупцией, в этом году возбуждено 91 уголовное дело по признакам преступлений, совершенных в организованных формах, вынесено 54 приговора, осуждено 171 лицо. При этом представитель Генпрокуратуры в своем докладе отметил, что деятельность стражей порядка по разоблачению экономических преступлений активизировалась. В то же время он признал, что эффективность оперативно-разыскной деятельности остается низкой. Не способствует борьбе с оргпреступно¬стью и несовершенное законодательство. Положения закона об ОРД, принятого еще 1999 году, устарели и должны быть приведены в соответствие с требованиями современности.
Рождение монстра
По убеждению некоторых членов профильного комитета, правоохранительную реформу нужно начинать в первую очередь с ликвидации налоговой милиции, поскольку большинство экономических преступлений раскрывает МВД. Авторы инициативы подсчитали, что в среднем на 540 представлений налоговой милиции об ограничении конституционных прав граждан приходится только 1 уголовное дело, которое доходит до суда.
Как отметил Г.Омельченко, выступавший против создания налоговой милиции, ее деятельность не прошла испытания временем и была неэффективной. Хотя на поддержку парламентского большинства он не рассчитывает. В свою очередь его коллега отметил, что «промедление смерти подобно», поскольку рождается «насто¬ящий монстр». По его словам, уже создается спецподразделение, аналогичное «Беркуту», которое сначала будет нападать на частных предпринимателей и изымать документы, а затем парализует хозяйственную деятельность. «Мы должны набраться мужества и прекратить это!» — призвал нардеп.
Однако налоговая милиция заявляет, что работает эффективно: с каждым годом увеличивается количество раскрытых тяжких преступлений в экономической сфере, изымаются из незаконного обращения миллионы гривен. Но, по информации сторонников ликвидации, государство гораздо больше тратит на содержание налоговой милиции, чем та возвращает в бюджет.
Правда, мнения нардепов разделились. Член комитета Александр Рябека предложил отклонить законопроект, осталь¬ные высказались за ликвидацию налоговой милиции. Точку в решении ее участи поставит парламентское большинство.
Не выносить сор
В то же время члены профильного комитета пожаловались на недавние выводы международной организации Transparency International. По ее данным, мы продолжаем лидировать по коэффициенту восприятия коррупции. Организация занимается определением указанного показателя в Украине с 1998 года. Между прочим, тогда мы занимали 58-ю ступеньку (и это едва ли не самый лучший показатель за все время независимости). С каждым годом индекс коррупционного восприятия стремительно рос. В 2008-м Украина заняла 134-е место, в 2009-м — 146-е, а в этом году международные эксперты поставили нас на 134-е место, которое мы разделили с Гондурасом.
Как отметил А.Рябека, удивляться нечему, ведь все, что у нас сегодня есть, «уста¬рело». «Мы не имеем ни кодексов поведения, ни четких правил декларирования», — отметил нардеп. В свою очередь Г.Москаль добавил своим заявлением пессимизма. «Наша страна единственная в мире не имеет в уголовном кодексе определения понятия «коррупция», и поэтому неоднократно становилась объектом критики со стороны европейских специали¬стов», — отметил парламентарий.
В свою очередь один из членов комитета заверил: в том, что наше государство занимает первые места в коррупционном рейтинге, виноваты не только законодатели и стражи порядка, но и представители масс-медиа, которые слишком оперативно разглашают информацию. Он признал, что уровень коррупции действительно высок, но попросил не выносить сор из избы. «Не успели возбудить уголовное дело, как об этом уже сообщает телевидение. Информацию запустили, но не понятно, что с этими уголовными делами», — отметил нардеп. Правда, среди ключевых новелл новой антикоррупционной стратегии — привлечение СМИ и института гражданского общества (последние, по результатам опроса, имеют самый больший потенциал в борьбе с незаконным обогащением) к реализации антикоррупционных мер и формированию философии невосприятия коррупции.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!