Государственные закупки будут осуществляться с применением двух конкурентных процедур регулирования: открытые торги и конкурентный диалог, а также одной неконкурентной - переговорной процедуры закупки.
Соответствующий Закон (законопроект №3559) "О публичных закупках" ВР приняла в ночь на 25 декабря 2015 года.
Законодательным актом установлены правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения потребностей государства и территориальной общины.
Так, документом предусматривается, что открытые торги являются основной процедурой закупки и осуществляются с обязательным проведением аукциона по низкой цене и с учетом неценовых критериев. Во время проведения процедуры открытых торгов тендерные предложения имеют право подавать все заинтересованные лица. Для проведения процедуры закупки должно быть подано не менее двух предложений.
Конкурентный диалог может быть применен заказчиком при следующих условиях:
- заказчик не может определить необходимые технические, качественные характеристики (спецификации) работ или определить вид услуг, и для принятия оптимального решения о закупке необходимо провести переговоры с участниками;
- предметом закупки являются консультационные, юридические услуги, разработка информационных систем, программных продуктов, осуществление научных исследований, экспериментов или разработок, выполнение опытно-конструкторских, строительных работ, определение требований к выполнению которых требует переговоров.
Конкурентный диалог проводится в два этапа. На первом этапе всем участникам предлагается подать тендерное предложение, в котором предоставляется информация о соответствии участника квалификационным критериям, требованиям, определенным заказчиком в тендерной документации, и описание решения о закупке без указания цены. На втором этапе участники должны подать окончательные тендерные предложения с указанием цены.
Переговорная процедура закупки - это процедура, которая используется заказчиком как исключение и в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.
Такая процедура закупки применяется заказчиком в порядке исключения в случае:
1) закупки произведений искусства или закупки, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключения договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;
2) отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке, в результате чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы;
3) необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения тендера, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам. Применение переговорной процедуры закупки в таких случаях осуществляется по решению заказчика по каждой процедуре;
4) если заказчиком был дважды отменен тендер из-за отсутствия достаточного количества участников, при этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику не должны отличаться от требований, которые были определены заказчиком в тендерной документации;
5) необходимости осуществить дополнительную закупку у того же поставщика в целях унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, поставщика услуг) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием;
6) необходимости проведения дополнительных строительных работ, не указанных в первоначальном проекте, но которые стали в силу непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта по совокупности следующих условий: договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ, такие работы технически или экономически связаны с главным (первичным ) договором; общая стоимость дополнительных работ не превышает 50 процентов стоимости главного (первичного) договора;
7) закупки юридических услуг, связанные с защитой прав и интересов Украины, в том числе с целью защиты национальной безопасности и обороны, во время урегулирования споров, рассмотрения в заграничных юрисдикционных органах дел при участии иностранного субъекта и Украины на основании решения Кабинета Министров Украины или Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Законом также предусматривается возможность создания централизованных организаций, которыми являются юридические лица, которые определяются Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, заказчиками, ответственными за организацию и проведение процедур закупок и закупок по рамочным соглашениям в интересах заказчиков в соответствии с Законом .
Вся закупка осуществляется в соответствии с годовым планом. Годовой план, приложение к годовому плану и изменения к них бесплатно публикуются на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение пяти дней со дня их утверждения.
Тендерные процедуры закупки не могут проводиться до/без обнародования объявления о проведении процедуры закупки на веб-портале Уполномоченного органа.
Объявление о проведении процедуры закупки в установленные сроки обязательно дополнительно публикуются на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную:
- для товаров и услуг - 133 тысячам евро;
- для работ - 5150 тысячам евро.
Закон принят с учетом поправок, пока доступна начальная редакция документа.
Материалы по теме
Обновлен механизм контроля за госзакупками
13.04.2022
Автоматическая аннуляция тендерных контрактов без возврата гарантийных взносов нарушает права человека
в„–51 (1505), 19.12—25.12.2020
Как изменится процедура публичных закупок и c кого спросят за ее несоблюдение?
в„–44 (1446), 09.11—15.11.2019
Как заверения в прозрачности тендерных закупок можно превратить в конкурс «для своих»
в„–36 (1282), 01.09—09.09.2016
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!