Почему Украина до сих пор не имеет законодательно определенных госсимволов
На девятнадцатом году независимости вопрос законодательного урегулирования описания, порядка использования, охраны и защиты государственных символов Украины все еще остается открытым. Менялись правительства, президенты, созывы парламента, с ними приходили многочисленные рабочие группы, созданные для разработки соответствующих законопроектов, а результаты их работы попадали в архив.
Неотъемлемые от суверенитета
В преамбуле Основного Закона сказано, что «Верховная Рада Украины от имени Украинского народа... выражая суверенную волю народа... руководствуясь Актом провоз¬глашения независимости Украины от 24 августа 1991 го¬да... принимает настоящую Конституцию». Этот акт имеет особую правовую природу и является ядром национальной правовой системы нашего государства, юридической базой для развития украинского законодательства.
В ч.1 ст.20 Основного Закона отмечается, что «государственными символами Украины являются Государственный Флаг Украины, Государственный Герб Украины и Государственный Гимн Украины». Описание и порядок их использования устанавливаются законом, который принимается не менее чем двумя третями от конституционного состава парламента (ч.6 ст.20, п.4 ч.2 ст.92 Конституции). Статья 65 Основного Закона одной из обязанно¬стей граждан Украины определяет, в частности, «уважение ее государственных символов».
Конституционный Суд в решении от 16.01.2003 №1-пр/2003 (дело о Конституции Автономной Республики Крым) отметил, что государственные символы Украины связаны по содержанию с государственным суверенитетом.
Специальная юридическая литература определяет сувере¬нитет (с франц. souve¬rainete — верховная власть) как основной признак государственности, который указывает на верховенство и независимость власти, ее право по собственному усмотрению разрешать все внутренние и внешние политические проблемы без вмешательства других государств, организаций, лиц.
В международно-правовых актах содержание суверенитета государства отображено, в частности, в п.2 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14.12.1960, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №1514(XV). Там отмечено, что все народы имеют право на самоопределение; на основании этого права они свободно устанавливают собственный политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.
В п.1 Декларации о недопущении вмешательства во внутренние дела государств, о защите их независимости и суверенитета от 21.12.65, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2131(XX), говорится, что ни одно государство не имеет права вмешиваться прямо или опосредствованно по какой-либо причине во внутренние и внешние дела другого государства.
В п.2 Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ стран — участниц Содружества Независимых Государств, подтверждено, что отношения между ними строятся как между дружественными государствами, поэтому они будут воздерживаться от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, включая блокаду, а также от поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости любого из государств — участников Содружества.
Постановление — не закон
В демократических странах институт государственной символики играет важную историко-культурную, социально-экономическую, политиче¬скую роль. Как базовый элемент в процессе создания государства, объединяя и консолидируя народ, государственные символы являются официальной эмблемой государства, которая дает в ¬условных и символических образах представление о ее истории, культурных особенностях, общественном и государственном строе.
Постановлениями ВР от 28.01.92 №2067-ХІІ и от 19.02.92 №2137-ХІІ утверждено описание малого Государственного Герба и Государственного Флага Украины. Компенсация отсутствующих законов постановлениями является прямым нарушениям украинским парламентом требований ч.2 ст.20, п.4 ч.2 ст.92 Конституции.
Согласно правовой позиции КС, выраженной в решении от 1.04.2008 №4-рп/2008 по делу о Регламенте ВР, перечень вопросов, которые должны регулироваться исключительно законами, преду¬смотренный ст.92 Конституции, носит императивный характер. Значит, все решения, касающиеся этих вопросов, должны приниматься в форме закона.
Следовательно, регулируя вопрос описания государственной символики Украины постановлениями, а не законом, Верховная Рада хоть и действовала в пределах предо¬ставленных ей полномочий, но не так, как того требует Конституция. Сказанное наводит на мысль: в случае если Конституционный Суд будет рассматривать эти постановления ВР, они не пройдут проверку на соответствие Основному Закону и будут признаны не отвечающими акту высшей юридической силы.
Олицетворение единства
В то же время государственная символика олицетворяет и символизирует государственный суверенитет, верховенство и независимость власти в нашей стране. Образы Государственного Флага, Государственного Герба и звучание Государственного Гимна Украины символизируют нашу государственность и конституционные ценности, закрепленные в Основном Законе, традиции и культуру Украинского народа.
Украина является независимым, демократическим, правовым, унитарным государством, суверенитет которого распространяется на всю ее территорию (ст.1, ч.1, 2 ст.2 Основного Закона). Эти положения направлены в будущее, невозможно идти по пути развития, не сформировав уважения к государственной символике. Потому что это является показателем патриотизма, высокой политико-правовой культуры народа.
В ст.11 главного документа страны отмечается, что «государство способствует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры». Образы наших государственных символов — это историко-культурное наследие Украинского народа, вокруг которого на протяжении веков консолидировалась украинская нация в освободительной борьбе за свободу и независимость, национальную идентичность.
Удовлетворение национальных потребностей, защита национальных ценностей и реализация национальных интересов невозможны без достижения надлежащего уровня правового порядка в государстве, который обеспечивал бы защиту и реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции органами государственной власти, государственными органами и органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Правовой порядок в Украине — состояние обеспечения верховенства права в государстве, для которого главным приоритетом и доминантой в государственном управлении является обеспечение прав и свобод человека, до¬стойных условий его жизни, развития и укрепления демо¬кратического, социального, правового государства.
Сегодня только закон «О Государственном Гимне Украины» от 6.03.2003 №602-IV частично отвечает требованиям Конституции, в нем дано описание государственного символа, но не установлен порядок его использования, охраны и защиты.
Подводя итог, отметим, что почтительное отношение к государственным символам — это показатель высокого национального сознания и важная обязанность органов государственной власти и мест¬ного самоуправления, их долж¬ностных лиц, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, человека и гражданина. Государственная символика — это олицетворение национального единства, чести и достоинства, традиций создания государства, истории и современности Украинского народа.
Учитывая вышесказанное, надеемся, что гарант соблюдения государственного суверенитета, территориальной целостности Украины и единственный орган законодательной власти позаботятся о благе Отчизны и благосостоянии Украинского народа, защитят его честь и достоинство, разработав и приняв законы, в котором будут решены во¬просы описания, установлен порядок использования, охраны и защиты государственных символов Украины — «вестников национального примирения и покоя», каковыми их считал Михаил Грушевский.
Андрей ПОТЕМКИН, помощник судьи
Конституционного
Суда Украины
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!