Партия власти стремительно наращивает кадровый потенциал, а ее конкуренты — ячейки
Тихо-мирно прошла первая неделя очередной избирательной гонки. Несмотря на сокращение сроков кампании, она уже не первый месяц определяет политиче¬ский климат в стране. Местные выборы определенно не пройдут незамеченными. И изменение правил игры — еще одна тому причина.
Долгожданный выбор
Титул главного политиче¬ского события 2010 года, по всей видимости, заслуженно завоюют минувшие президент¬ские выборы. Февральский приход к власти Виктора Януковича существенно повлиял и продолжает влиять на украинские реалии. Но и на фоне всех перемен, которые сопровождают воцарение на Банковой нового главы государства, местные выборы едва ли будут выглядеть бледно.
Недооценить значимость стартовавшей 11 сентября кампании сложно — она послужит серьезной проверкой. Проверкой способности власти «зацементировать» вы¬страиваемую вертикаль лояльностью новоизбранных органов местного самоуправления; проверкой степени поддержки оппозиции народом и готовности той к жесткому противостоянию генеральной линии партии; наконец, реальной проверкой перспектив «молодых» проектов, альтернативных давно привычным, намек на приятное будущее которых обеспечили успех некоторых политиков на президентских выборах. Кроме того, на предстоящих выборах необходимо еще и опробовать на практике нормы нового законодательства, что тоже немаловажно.
На протяжении довольно длительного времени судьба выборов-2010 была под во¬просом. В первой половине года главным виновником того, что избиратели не смогли «волеизъявиться» в мае, как это предполагалось, считался не принятый вовремя госбюджет. Но и некоторое время после утверждения главной сметы страны ситуацию окутывала неопределенность. И все же, несмотря на то, что в некоторых политических кругах популярностью пользовалась идея о перенесении кампании на 2011 год, в конечном итоге парламент с президентского благословения определился со сравнительно нейтральной датой — 31 октября. При этом подчеркивалось, что до этого срока избирательное законодательство должно быть обновлено.
Изначально среди главных причин необходимости спешно переписать правила игры назывались стремление к экономии (что послужило одним из поводов для сокращения продолжительности кампании до 50 дней) и к демократизации системы в целом. По мнению представителей пар¬тии власти, пропорциональная система на местных выборах приживалась плохо, посему ее нужно было заменить другой — пропорционально-мажоритарной.
Принятый 10 июля закон не только отредактировал нормы, но и существенно повлиял на предвыборные реалии. Запрет на участие в кампании блоков политиче¬ских сил, ограничение самовыдвижения, позже отмененная «норма 365», нивелирование императивного мандата, не считая прочих «мелочей», вроде принципов формирования территориальных комиссий, — все это привело к заметной коррекции «поведения» потенциальных участников гонки.
В конечном итоге (снова-таки — под эгидой Президента) некоторые спорные новации были изъяты из текста закона. Но и оставшиеся нововведения сыграют важную роль в кампании.
«Ничто на земле не проходит бесследно…»
Появление нового закона серьезно повлияло на бытие украинского политикума. Например, запрет на участие блоков резко обострил давно назре¬вшую необходимость развивать существующую партийную си¬стему. До недавних пор практика блокирования помогала партийным «ассорти» демонс¬трировать неплохие результаты, в первую очередь благодаря имени лидера или брендовому названию. Но редактирование законодательства привело к тому, что каждая партия должна будет проверять свои силы самостоятельно.
Такое нововведение, вероятно, во-первых, поможет хоть немного избежать традиционного политического вождизма, во-вторых, избавит избирателей от необходимости голосовать за потенциально неустойчивые образования, дальнейшее существование которых порой довольно сложно спрогнозировать. Однако запрет на блоки все-таки уменьшает шансы на попадание в местные органы власти небольших партий, что, безусловно, ущемит интересы некоторого числа избирателей.
Расслоение существующих парламентских блоков заметно увеличит конкуренцию на национально-демократической ниве. Теоретически такой сценарий может поспособствовать своего рода партийной селекции — электоральные возможности сторонников одного и того же комплекта базовых идей не безграничны. На практике же такая норма не в последнюю очередь сыграет на руку прямым конкурентам «посторанжевых» политических сил — Партии регионов и левому флангу.
Возможно, даже более весомым нововведением некоторое время оставалась пресловутая «норма 365». В случае ее сохранения политические расклады могли трансформироваться едва ли до неузнаваемости, ведь часть партийных проектов рисковали автоматически выбыть из игры. Последствия полуторамесячного существования нормы еще только предстоит оценить, во всяком случае, уже сейчас можно говорить о том, что партии, над которыми не нависал дамоклов меч календаря, стартовали раньше и заметно бодрее своих «молодых» соперников.
С отменой ограничения на участие в выборах новозарегистрированных ячеек, роль едва ли не важнейшего новшества, вероятнее всего, может сыграть смешанный принцип участия в кампании. Правило «Ячейки прежде всего», похоже, рискует вылиться в интересные конфликты практически рейдерского характера. Во всяком случае, ширятся слухи о возникновении подобных конфликтов на местах, а фракция БЮТ-Б по подозрению в регистрации липовых ¬местных организаций уже успела исключить трех нардепов (учитывая Богдана Губского) и допускает вероятность своего неучастия в выборах.
Тем временем после того, как возможность самовыдвижения в одномандатных окру¬гах была предоставлена только кандидатам сельского и поселкового масштабов, партостроительные работы в стране закипели всерьез.
Новшества на старте
Наибольших успехов здесь, судя по всему, может добиться ПР, чьи ряды становятся все плотнее за счет, например, действующих мэров (городской голова Днепропетровска Иван Куличенко стал только одной из первых ласточек), а также и претендентов на эту роль. «Региональные» круги неуклонно расширяются за счет, с одной стороны, желающих поучаствовать в избирательной гонке под эгидой властной поддержки, с другой — демонстрации способностей к убеждению уже представителей Партии регионов, для которых вербовка кандидатов, которые могут показать неплохой результат, вряд ли будет в тягость. Главное — не увлечься и избежать конфликтов между старыми кадрами и рейтинговыми новобранцами.
Впрочем, смотром ресурсов заняты не в одной партии власти. Только другие политические силы порой делают это затейливее.
Отвлекаясь на подстройку к зыбкому закону, политиче¬ские силы практически не радовали оригинальностью подходов. А главным новшеством внезаконодательного характера, пожалуй, может считаться идея «А давайте проведем праймериз!».
Заокеанское веяние покорило по меньшей мере три политические силы. «Батьківщина» заранее декларировала тягу к чистке рядов, «Сильная Украина» Сергея Тигипко больше концентрировалась на знакомстве избирателей со своим активом, а «Единый центр» Виктора Балоги, преследуя схожие цели, кажется, готовился к замеру популярности и некоторых нейтральных кандидатов.
Как бы то ни было, результаты праймериз экс-премьерской силы практически не афишируются, а вот двух других — были презентованы с помпой и выполнили заодно важную рекламную роль привлечения внимания.
Помимо новых затруднений, обеспеченных обновлением законодательных норм, стартовавшая кампания рискует столк¬нуться и с давно знакомыми проблемами. Среди них — возвращение практики стремительного наращивания потенциала партии власти (оппоненты ПР обвиняют «регионалов» в том, что те добровольно-принудительно распространяют партбилеты среди работников бюджетной сферы), активизация административного ресурса, бороться с которыми пообещали и Президент, и Премьер, ограничение деятельности оппозиционных партий (крымское представительство «Батьківщини» заявило о визите СБУ, а в Черкассах готовятся арестовать главу местной областной организации, Николай Катеринчук жалуется на невозможность пообщаться с избирателями)…
Кроме необходимости следовать новым правилам игры и «обезблоченного» расширения числа участников забега, на кампанию влияет и обстановка в стране. Новшества власти могут заметно снизить ее шансы на успех, рост протестных настроений будет на руку оппозиции, вернее, той ее части, которая сможет грамотно их направить.
Пока же социологи уверяют, что ПР лидирует с заметным отрывом: почти 30% против почти 8% у «Батьківщини», занимающей второе место. Но то, какими будут рейтинги через неполных два месяца, зависит от многих факторов. Тем более что выборы только-только начинаются.
Ксения СОКУЛЬСКАЯ,
«Подробности»
Опрос «З&Б»
Каких сюрпризов ожидать от местных выборов?
Через месяц с небольшим украинцы будут избирать депутатов в местные советы. Чем ближе момент истины, тем больше интриги и напряжения в информационном пространстве, наполненном разнообразными политическими прогнозами и анализами. Впрочем, точно спрогнозировать ход событий сложно, от неожиданностей никто не застрахован. Каких сюрпризов ожидать от будущего народного волеизъявления, у парламентариев выясняла корреспондент «ЗиБ».
Александр ГОЛУБ, фракция КПУ:
— Главный сюрприз мог бы быть в том случае, если бы к власти пришли не олигархи. По моему мнению, выборы в местные органы власти пройдут без неожиданностей — по старому сценарию. То есть представительство обычных людей в местных советах будет незначительным.
Святослав ОЛЕЙНИК, фракция БЮТ:
— Пока что идет нормальный избирательный процесс. Понятно, что власть есть власть, и она всегда использует инструменты, которых нет у других участников процесса. Однако это не является чем-то новым, поэтому ничего радикально кричащего я пока не вижу.
Александр ДОНИЙ, фракция блока «НУНС»:
— Наблюдается максимальное давление власти не только на масс-медиа, но и на органы местного самоуправления. Соответственно, можно ожидать, что админресурс будет работать в полную силу.
Олег ЗАРУБИНСКИЙ, фракция БЛ:
— Я думаю, что никаких сюрпризов не будет, по крайней мере, очень на это надеюсь. В Украине отсутствие сюрпризов — это наилучшая ситуация, поскольку они всегда выходят боком. Кое-кто прогнозирует, что к власти могут прийти молодые кадры, но, как свидетельствует практика, молодая команда может подвести.
Вадим КОЛЕСНИЧЕНКО, фракция ПР:
— Не будет никаких сюрпризов, кроме одного. Количество представителей оппозиции в местных советах существенно уменьшится. Поскольку их работа за последние 5 лет показала, что они не только не болели за интересы украинцев, но даже игнорировали свои официально подписанные документы. По моему убеждению, люди наконец-то перестанут доверять политическим лозунгам, а будут избирать, учитывая ту работу, которую продемонстрировали политики.
Записала Татьяна КУЛАГИНА
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!