Харьковские адвокаты проанализировали законы 16 января
События, происходящие в последнее время в государстве, доказывают неспособность оппозиции придерживаться общих демократических принципов, направлять усилия на развитие общества к установленным европейским нормам. Единственная цель лидеров оппозиции — получение власти любым способом, в том числе путем искусственного создания условий для противостояния между гражданами Украины.
Соответствующее заявление Совета адвокатов Харьковской области в поддержку принятых Верховной Радой Украины 16 января текущего года изменений в законодательство, размещено на официальном сайте Совета, передает "Закон и Бизнес".
Столица государства из прекрасного города с многовековой историей и культурой превратилась в мусорник. Улицы перекрыты вырванным оборудованием детских и спортивных площадок; скамьями с придомовых территорий, перетянутыми колючей проволокой, палаточные городки разбиты в местах, которые долгое время используются жителями и гостями города Киева для отдыха, прогулок с детьми, экскурсий и т.п.
Совет адвокатов Харьковской области возмущен намеренным и противоправным нарушением правил проведения мирных собраний и общественного порядка так называемыми представителями народа Украины на Майдане Независимости и считает, что такие действия стали возможны из-за несовершенства действующего законодательства, связанного с реализацией и защитой конституционных прав и свобод граждан Украины.
В государстве должны действовать такие нормы законодательства, которые дают возможность не только иметь права и обязанности, но и предусматривать ответственность за нарушение таких норм.
Мы поддерживаем введение более жестких мер по отношению к лицам, которые, пользуясь безнаказанностью, расшатывают государство и ведут его к расколу.
При использовании масок, шлемов, открытого огня, пиротехнических средств, оружия и других предметов, предназначенных для совершения противоправных действий, за установление без разрешения органов внутренних дел для проведения массовых мероприятий палаток или других малых архитектурных форм и вообще за нарушение правил проведения массовых мероприятий необходимо ввести соизмеримую ответственность.
В большинстве демократических стран Европы, таких как Германия, Франция и другие, уже введена ответственность за совершение подобных действий, которые караются лишением свободы на сроки от 3 до 10 лет и достаточно большими штрафами в размере от €45000 до €75000, что полностью соответствует международным стандартам.
Так, запрет на ношение масок во время массовых мероприятий с целью избежать идентификации личности предусмотрен руководящими принципами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе относительно свободы мирных собраний от 2010 года, а также принципами Венецианской комиссии 2013 года.
Вызывают глубокую обеспокоенность призывы и действия участников массовых беспорядков по всей стране, которые по своему содержанию являются экстремистскими, что влечет за собой совершение преступлений и других правонарушений, несущих угрозу национальной безопасности, территориальной целостности государства, общественному порядку, правам и законным интересам граждан.
Должна быть усилена уголовная ответственность за осуществление экстремистской деятельности, которая распространяется в обществе и подрывает основы государственности.
В последнее время приобретают широкое распространение действия и призывы к массовому неповиновению, к пренебрежению требованиями законов, к забастовкам и захвата государственных учреждений.
По своей природе эти действия ведут к хаосу и анархии. Они несут угрозу территориальной целостности страны, посягают на национальную безопасность, создают условия для совершения тяжких преступлений против порядка управления, против общественного порядка и против человека.
Борьба с экстремизмом ведется во всех развитых странах, законодательством которых предусмотрен запрет проведения экстремистских собраний и создания экстремистских объединений. Действуют законодательные ограничения свободы тех высказываний, которые провозглашают насильственные действия и крайний национализм.
Запрещается деятельность тех организаций, которые неспособны к общественному компромиссу и толерантности, навязывают обществу свои порочные принципы, призывают к неповиновению легитимной власти, к силовому противостоянию, вооружению и созданию военизированных отрядов.
Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендует принять законодательство с целью внедрения административных процедур, которые бы препятствовали распространению экстремистской идеологии с помощью новых информационных технологий.
В резолюции №1754 2010 года «Борьба с экстремизмом: достижения, недостатки и неудачи» Парламентская ассамблея Совета Европы призывала государства — члены Совета Европы обеспечить применение мер наказания относительно публичных призывов к насилию, расовой дискриминации и нетерпимости, а также включить в законодательство положение о борьбе с разжиганием расовой ненависти или с ее пропагандой.
В Украине за преступные действия, связанные с посягательствами на основы национальной безопасности государства, нарушение общественного порядка, препятствование работе органов государственной власти и строже.
Ввиду массовых нарушений Правил дорожного движения, которые создают условия для травмирования людей и препятствования движению общественного транспорта, должна быть усилена административная ответственность за управление транспортным средством лицом, которое не имеет права на его управление, а также за осуществление движения в колоннах без согласования с Государственной автомобильной инспекцией Украины.
Совет адвокатов Харьковской области поддерживает введение ответственности за незаконное вмешательство в деятельность информационных ресурсов (блокировка веб-сайтов органов государственной власти, незаконные действия с государственными информационными реестрами, распространение баз данных, которые содержат конфиденциальную информацию и т.п.), рост угрозы международной киберперступности.
Украина 7.09.2005 ратифицировала Конвенцию о киберпрестпности, согласно которой государство взяло на себя обязательство принять законодательные меры для установления уголовной ответственности за преднамеренный доступ к компьютерной системе или ее части без права на это, за перехват техническими средствами или передачу компьютерных данных, которые не предназначены для публичного пользования, намеренное повреждение, уничтожение, ухудшение, изменение или сокрытие компьютерной информации, за препятствование функционированию компьютерной системы.
Развитие общественных отношений и информационных технологий привело к тому, что в сети Интернет осуществляется деятельность по распространению информации, которая фактически является деятельностью информационного агентства.
В связи с отсутствием соответствующего правового регулирования лица, занимавшиеся такой деятельностью, с одной стороны, были лишены возможности пользоваться правами и гарантиями журналиста, а с другой — не несли никакой ответственности за свои действия, которые нарушали законодательство или права других лиц.
Считаем, что деятельность ресурсов сети Интернет, осуществляющих на профессиональной основе распространение информации, должна быть отнесена к деятельности информационных агентств и установлена для них обязанность относительно получения соответствующего свидетельства о государственной регистрации.
Информация об абонентах мобильной связи и ее анализ являются эффективным средством борьбы с преступностью.
Поэтому установление обязанности заключать договор между оператором и абонентом в случае предоставления услуг с использованием идентификационных телекоммуникационных карточек, в том числе в случае предоставления услуг по предоплаченной связи крайне необходимо.
Указанные изменения усиливают эффективность деятельности правоохранительных органов относительно раскрытия преступлений и борьбы с терроризмом путем персонализации абонентов, пользующихся предоплаченной мобильной связью.
Подобные правила установлены во многих странах мира.
Общеизвестно, что в Интернете распространяются ложь, порнография, насилие, откровенная клевета как на государственных деятелей, так и на рядовых граждан. Защититься от этого практически невозможно.
Действующим законодательством Украины запрещено распространение определенной информации, а именно детской порнографии, пропаганды межэтнической, расовой или религиозной вражды, призывов к насилию, совершению террористических актов и т.п.
Вместе с тем такая информация свободно распространяется через сеть Интернет в связи с отсутствием правового регулирования относительно блокировки распространения такой информации в сети Интернет.
Предоставление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, права осуществлять блокировку ресурсов сети Интернет, через которые осуществляется распространение информации, распространение которой противоречит закону, или через которые осуществляется деятельность информационного агентства без предусмотренного законом свидетельства о государственной регистрации, будет действенным средством реальной борьбы с такими явлениями, как ложь, клевета, порнография, насилие.
Практика ограничения доступа к веб-сайтам, распространяющим противоправную информацию, является общепризнанной в международном сообществе.
Соответствующее законодательство действует в Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, Эстонии.
Возможность ограничения доступа к веб-сайтам предусмотрена Комитетом Организации Объединенных Наций по правам человека в общих замечаниях №34 относительно статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятых во время 102-й сессии относительно ограничения функционирования веб-сайтов, блогов и любых других систем распространения информации с помощью Интернета.
В декларации Комитета министров Совета Европы относительно прав человека и правового государства в информационном обществе отмечается, что государства должны следить за тем, чтобы их национальное законодательство, направленное на борьбу с противоправным контентом, например, таким, который носит расистский характер или содержит расовую дискриминацию и детскую порнографию, применялось также к правонарушениям, совершенным с помощью информационных и коммуникационных технологий.
В декларации Комитета министров Совета Европы «Свобода общения в Интернете», принятой 28.05.2003, отмечается, что при условии соблюдения гарантий статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, возможно принятие мер для удаления точно определенного интернет-контента или, как возможность блокировки доступа к нему, если уполномоченные государственные органы примут временное или постоянное решение относительно его противоправного характера.
В решении Европейского суда по правам человека по делу «Ахмет Илдирим против Турции» отмечено, что ограничение доступа к веб-сайтам не является несовместимым с требованиями Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод при условии, что они подпадают под правовое регулированиеоснований для ограничения и судебный контроль.
В резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы №1344 2003 года «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» рекомендуется принять законодательство с целью внедрения административных процедур, которые бы препятствовали распространению экстремистской идеологии с помощью новых информационных технологий.
Установление дополнительного контроля за деятельностью общественных объединений, которые финансируются из-за границы, сделает невозможным скрытое и незаконное вмешательство иностранных субъектов в политическую деятельность в государстве, снижение потенциальных угроз национальной безопасности, недопущению случаев финансирования экстремистских, террористических или других преступных организаций из зарубежных источников.
Введение в законодательство понятия общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, к которым будут относиться общественные объединения, для обеспечения своей деятельности получающие денежные средства или имущество из зарубежных источников и принимающие участие в политической деятельности на территории Украины, позволит подавать и публиковать отчеты об их деятельности и вести отдельный бухгалтерский учет.
Такие предложения соответствуют международной практике: подобное законодательство относительно статуса иностранного агента действует в США (закон FARA), Российской Федерации.
Совет адвокатов Харьковской области также поддерживает введение института заочного уголовного производства.
Предложенные изменения обусловлены отсутствием в действующем законодательстве процедуры привлечения к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от прибытия в органы досудебного расследования или суд.
Наличие таких пробелов приводит на практике к невозможности обеспечить реализацию принципа неотвратимости уголовного наказания и надлежащим образом защитить публичные интересы государства и права лиц, пострадавших от уголовного правонарушения.
Институт заочного уголовного производства соответствует международной практике. Подобные механизмы существуют в законодательстве ряда европейских стран (Франция, Италия, Бельгия, Швейцария и т.п.).
Указанные изменения соответствуют международным стандартам и следующим рекомендациям.
Рекомендация №R (87) 18 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «Относительно упрощения уголовного судопроизводства»: государства-члены должны рассмотреть вопрос о предоставлении судам первой инстанции возможности рассматривать дела и принимать по ним решения в отсутствие обвиняемого, при условии, что обвиняемый был надлежащим образом проинформирован о дате слушания и о своем праве на законное или иное представительство в суде.
Резолюция 75 (11) Комитета министров Совета Европы относительно критериев, регламентирующих производство, которое осуществляемое в отсутствие обвиняемого.
Существование процедуры заочного уголовного производства не вызывает возражений и со стороны Европейского суда по правам человека (решение от 18.05.2004 по делу «Шомоди против Италии», решение от 14.06.2001 по делу «Меденица против Швейцарии» и т.п.), при условии, что при этом соблюдаются гарантии, обеспечивающие права лица, закрепленные Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод.
В связи с тем, что в последнее время участились случаи неправомерного вмешательства в деятельность судей, давления на них, их близких родственников, членов их семей и применения к ним насилия, считаем целесообразным усовершенствование законодательного механизма, направленного на обеспечение независимости и безопасности судей, работников правоохранительных органов и усиление ответственности за противоправные посягательства на них и вмешательство в их законную деятельность.
Согласно Конституции Украины и международным стандартам государство обязано обеспечить личную безопасность судей и их семей, и это является необходимым условием обеспечения независимости судей и беспристрастного судопроизводства, принятие предложенных изменений призвано обеспечить надлежащий уровень их защиты.
Поддерживаем также введение уголовной ответственности за клевету.
Такое предложение обусловлено тем, что имеющиеся гражданско-правовые средства защиты от клеветы имеют низкую эффективность и не способствуют сдерживанию от совершения таких нарушений, о чем свидетельствует распространенность этого негативного явления.
Предложенные изменения соответствуют международной практике. Уголовная ответственность за клевету предусмотрена законодательством многих европейских стран, в частности Бельгии, Австрии, Великобритании, Дании, Испании, Литвы, Латвии, Германии, Норвегии, Польши, Швеции, а также законодательством 19 штатов США.
Последние события свидетельствуют также о том, что не находятся в безопасности даже братские могилы, памятники и сооружения, возведенные в память жертв Великой Отечественной войны.
Об этом свидетельствуют неединичные случаи осквернения, надругательства над такими памятниками, а также действия относительно распространения сведений о публичном отрицании или оправдании преступлений фашизма, пропаганда неонацистской идеологии, изготовления и распространения материалов, в которых оправдываются преступления фашистов и их сторонников.
За такие действия должна быть установлена суровая уголовная ответственность.
Принятые 16 января 2014 года Верховной Радой Украины законы отвечают интересам государства относительно обеспечения конституционных прав и свобод граждан и требуют немедленной реализации на всей территории Украины всеми органами, должностными лицами и гражданами.
Комментарии
Адвокати за МАЙДАН Слава Україні Героям Слава
не всі підтримують, ой не всі.....