Осенний марафон на приз президентской республики
Главной интригой нового политсезона станет возможный возврат к президентско-парламентской республике формата 1996 года. По крайней мере, это направление для приложения усилий Президент озвучил в День независимо¬сти. Хотя аналитики отмечают, что страна уже фактически вернулась к этой форме правления, причем на власт¬ных весах чаша главы государства перевешивает уже гораздо сильнее.
Задача-максимум
Субъектами, способными отменить политреформу 2004 гда, называют Украинский народ, Верховную Раду и Конституционный Суд. Первый может выразить свою волю на референдуме, вторая — дважды проголосовать за то, что закон №2222 утратил действие, третий — констатировать в решении нарушение процедуры принятия изменений в Конституцию.
Есть и четвертый способ, комбинированный: принять на всеукраинском референдуме новый Основной Закон, тем самым завершив конституционную реформу в части полномочий местного самоуправления. Таким образом можно обеспечить позитивное сопровождение необходимости переписать Конституцию, и в этом случае основной целью назовут перераспределение власти в интересах местных органов.
Избрать этот путь призывает, в частности, Председатель ВР Владимир Литвин. Он считает, что «парламент обязан довести до логического завершения конституционный процесс, который был начат, в частности, относительно организации власти на местах».
О необходимости такой реформы говорит и экс-спикер Арсений Яценюк. Он, например, предлагает ликвидировать государственные администрации и, по примеру Польши, ввести институт префектов, которых будет назначать Президент. А на областном уровне дать возможность советам образовывать исполнительные комитеты и самостоятельно распределять средства местных бюджетов.
Примечательно, что Виктор Янукович также не прочь передать больше власти на места. «Считаю, что большое значение имеет потребность усиления регионального самоуправления. Есть необходимость проведения админи¬стративной реформы. А без изменений в Конституцию это невозможно», — отметил он в интервью китайским СМИ.
Его извечная оппонентка Юлия Тимошенко также обещает, что «перед следующими выборами мы будем объединять людей вокруг нового проекта Конституции». Какие именно выборы — парламент¬с¬кие или президентские — имеются в виду, она не уточнила. Очевидно, настоящий документ станет новым лейтмотивом ее предвыборной кампании в 2012 году. В зависимости от результата «бело-красные» будут определяться как с содержанием, так и со сроками очередного редактирования Основного Закона.
Курс 300
У действующего главы государства выбор шире, хотя временные рамки несколько уже. Он уже отметил, что именно Конституция 1996 года «отвечает мировым стандартам». Выступая на майдане Независимости, гарант очертил свое видение устройства власти: «Это сильный Президент, у которого есть практические рычаги координирования контроля над реализацией ключевых вопросов реформ и стратегического курса государства». Учитывая высказанное пожелание, что «такая политическая система должна заработать как можно быстрее», путь к ней через парламент и/или референдум слишком длинный.
Значительно короче — через ул. Жилянскую. По прогнозам, свой вердикт на этот счет единственный орган конституционной юрисдикции может обнародовать до конца октября. Однако и вмешательства Конституционного Суда, по мнению отдельных экспертов, может оказаться недостаточно.
Высказываются предположения, что КС констатирует нарушение процедуры принятия закона №2222, но послед¬нее слово оставит за нардепами. Тогда коалиции придется найти 300 голосов для положительного голосования. И, поскольку заветного количества сейчас нет, этот путь ведет в тупик. Да и каждый следующий голос будет стоить дороже.
С точки зрения конституционного права, решение КС не нуждается в легитимизации и вступает в силу с момента обнародования. Хотя, действительно, вердикт Суда может вызвать бурные дискуссии законодателей и не менее резонансные протесты оппозиции. Например, в части сроков полномочий действующего парламента, поскольку, по первоначальному тексту Конституции, все представительные органы избирались на 4 года.
Чтобы уменьшить политическую напряженность, «регионалам» лучше уступить в этом вопросе. Но хватит ли у партийного руководства смелости сократить себе депутатский срок? Да и партнеры по коалиции не испытывают желания идти на выборы на год раньше.
В то же время перспектива досрочного прощания с мандатом может, напротив, помочь найти единомышленников в рядах оппозиции. Тогда, во исполнение решения КС, можно будет 300 голосами одновременно с одобрением возвращения к «старой» Конституции, определить и дату проведения очередных парламентских выборов, скажем, в марте 2012 года. Юридически — не безукоризненно, но страсти отчасти утихнут.
Власть из народных рук
Казалось бы, проще получить «сильные» полномочия из рук народа. По крайней мере представители оппозиции для проведения конституцион¬ной реформы также склонны обращаться за народной поддерж¬кой. В частности, А.Яценюк отмечает, что «любые изменения в Конституцию должны пройти всеукраинский референдум, первое голосование в парламенте, второе голосование в парламенте и только потом — подпись Президента».
Правда, Основной Закон такой процедуры не требует: референдумом одобряются изменения, которые вносятся в три «защищенных» раздела. Проводить же консультативный опрос, как показал опыт 2000 года — пустое расходование средств.
Однако очевидно, что рано или поздно акт высшей юридической силы придется изменять. И не только ради местного самоуправления. Например, начатая судебная реформа также требует коррекции ряда положений Основного Закона, чтобы Президент и Верховная Рада по крайней мере не выполняли роль «английской королевы» в назначении и избрании судей. Да и с назначением руководства судов также ожидаются сложности: в Конституции отсутствует прямое указание на орган, который может осуществлять эти полномочия.
Добавим сюда же идею двухпалатного парламента, от которой еще не отказались, реформу уголовной юстиции, языковой вопрос и внеблоковый статус — и получим необъ¬ятное разнообразие предложений по усовершенствованию Основного Закона. Но чем грандиознее планы, тем меньше шансов воплотить их в жизнь. Следовательно, к глобальным целям, скорее всего, будут идти маленькими шагами, делая ставку не столько на мнение народа, сколько на способность убедить его в том, что все, что ни делается, пойдет ему на пользу. Силой аргументов или наоборот — будет зависеть от исполнителей этого задания.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!