Первой проверкой на прочность новой власти станут волеизъявления региональных масштабов
Договорившись с МВФ о кредите, украинская власть обязалась претворить в жизнь ряд непопулярных инициатив. Но чем ближе местные выборы, тем больше риск лишиться высоких рейтингов. Чем же Партия регионов будет компенсировать неизбежные потери?
Головокружение от «успехов»
Почти полгода назад победа Виктора Януковича на президентских выборах породила всплеск оптимизма новой власти. Дальнейшие шаги по созданию «подушной» коалиции, формированию чуткого к пожеланиям Банковой Правительства и укреплению властной вертикали сверху донизу этот оптимизм только укрепили. Но незыблемость позиций новых хозяев страны перепроверяется неминуемыми испытаниями — выборами в том числе.
Как известно, местные выборы по всей стране должны были пройти в конце мая. Но соответствие «календарному» принципу было признано нецелесообразным: то бюджет вовремя не приняли, то закон новый понадобился, то партии оказались не слишком готовы…
Сейчас трудно сказать, каким был бы результат ПР в случае проведения выборов в срок. С одной стороны, политологи и социологи допускали, что на волне успешной президентской кампании «регионалы» могли показать неплохие результаты, с другой — до всеобъемлющего контроля над ситуацией на местах весной было еще далеко. Как бы там ни было, Президент и его окружение решили, что наилучшей датой выборов будет 31 октября — и конституционные рамки попираются не так критично, как в случае с предложениями о 2011 годе, и оргподготовку можно успеть провести, и рейтинги вдруг, возможно, подрастут. Правда, с последним пунктом могут возникнуть проблемы.
Своевременная конвертация президентского рейтинга в общепартийный казалась неплохим базисом, который со временем можно было бы укрепить стремительным построением «Украины для людей». Но уже за первые месяцы правления новая власть приняла несколько решений, которые могут критично отразиться не только на ее восприятии извечными идеологическими противниками, но и на популярности среди собственных сторонников.
В потенциальную проблему номер один на глазах превращается подписание меморандума с МВФ. Рост цен на газ и другие коммунальные тарифы, обязательство повысить пенсионный возраст для женщин и увеличить трудовой стаж — даже этих двух пунктов могло бы хватить для того, чтобы ядро электората ПР засомневалось в улучшении жизни уже сегодня. Да и «попутные» обстоятельства вроде неоднозначно воспринимаемых норм гипотетического Налогового кодекса или возможного подорожания хлеба положение дел ответственной за все власти определенно не улучшат.
«Светить всегда, светить везде»
Одним из основных путей удержания рейтинга Партии регионов в рамках приличия, скорее всего, станет проверенный метод демонстрирования хорошей мины при плохой игре. Заниматься этим «регионалы» начали заранее.
Официально избирательная кампания еще не стартовала, а в президентской партии уже взялись уточнять, что условия меморандума с МВФ соблюдать с места в карьер вовсе не обязательно. Почему бы и нет, ведь «первый транш пошел, началось сотрудничество, и я думаю, что теперь Международный валютный фонд вряд ли откажется от дальнейшего сотрудничества», как полагает нардеп-«регионал» Василий Хара. Ожидать иных заявлений в преддверии выборов было бы странно.
«На сегодня очевидно для правящей коалиции, для Партии регионов и для гаранта нашей Конституции — в первую очередь, независимо от наличия любых меморандумов и требований — это защита малообеспеченных слоев населения, которых у нас сегодня подавляющее большинство», — разъяснил ситуацию другой «регионал» Вадим Колесниченко. Можно предположить, что значительная часть усилий новой вла¬сти по части саморекламы в ближайшие месяцы будет сосредоточена на пресловутой «защите малообеспеченных слоев населения». И основным аргументом, как водится, рискует оказаться знакомый тезис «Ничего страшного не произойдет, ведь богатые за¬платят за бедных».
Главная мысль, которую власть имущие будут пытать-ся донести до своих избирателей, оригинальностью не впечатляет. Новшества новшествами, реалии реалиями, а «маленький украинец» пострадать не должен. Отсюда и настойчивое рекламирование субсидий, и клятвенные обещания сдержать цены на хлеб, и даже указание Президента присмотреть за расценками на товары, предна¬значенные для школьников…
В свете такой политики особенно интересно становится наблюдать за последовательностью действий властей. Например, в подобную концепцию хорошо бы вписался налог на роскошь, о котором в последнее время так много говорят. Если же новый Налоговый кодекс избежит правок такого рода, объяснять народу, кто же за кого заплатит, будет несколько сложнее. И, вне всяких сомнений, оппозиция с радо¬стью воспользуется подобными за¬труднениями.
Если один из путей укреп¬ления популярности Партии регионов — рассказать, что хуже жить не придется, то другой — напомнить о том, что «жить стало лучше, жить стало веселее» (во всяком случае, в этом уверен Премьер). В силу чего заметная часть грядущих пиар-усилий может быть направлена на рекламу всевозможных до¬стижений, обусловленных мудрым руководством Президента: от скачка промышленного производства до смены внешнеполитических ориентиров.
Чем выше доверие к ¬В.Януковичу, тем больше шансов у ПР унаследовать хотя бы толику его успехов. Причем не только в силу агитационных усилий, но и за счет той части избирателей, которая склонна априори поддерживать власть — стабильно¬сти ради. А значит, забыть о том, как глава государства печется о всеобщем благополучии, в скором времени не придется. Не зря ведь угроза пожаров вынудила гаранта досрочно прервать отпуск, который он успешно совмещал с трудовыми усилиями…
Разделяй и властвуй
Спасаясь от последствий непопулярных решений и работая над имиджем Президента (в случае того же меморандума с МВФ нередки оправ¬дания в стиле «Президент сам был против»), «регионалы» не забывают и о других стратегиях, которые помогут обеспечить более или менее безоблачное поствыборное будущее. И большая часть подобных усилий вписывается в рамки древнего правила «разделяй и властвуй».
Укреплению позиций правящей партии на местных выборах могут серьезно помочь недавние изменения избирательного законодательства. Смешанная пропорционально-мажоритарная система, запрет на блоки, огра¬ничение прав на самовыдвижение, усложненная схема формирования комиссий, в том числе силами парламент¬ских партий — все это служит неплохим подспорьем для власть имущих. И при наличии желания, способностей к убеждению и некоторой сноровки такие новшества немало помогут конечным показателям ПР.
Если судить по усили¬вшейся в регионах активно¬сти, предоставленными возможностями сильные страны сей готовы воспользоваться в полной мере. Одной из главных тенденций политического межсезонья, по всей видимости, может оказаться массовая миграция местной элиты в стройные ряды «региональных» партийцев. Активисты, мэры (одной из первых заметных ласточек является днепропетровский градоначальник Иван Кули¬ченко), порой даже члены других партий спешат заручиться высочайшей поддержкой. И чем популярнее на местах привлекаемый ПР актив, тем выше становятся шансы на убедительный результат.
Другим вариантом эффективного использования человеческого фактора остается готовность к «отложенному действию». Привлечение «своих» мэров и известных местных политиков хорошо в тех регионах, где за «регионалов» и их ставленников готовы проголосовать многие. А вот в других случаях свои «дивиденды» может принести поначалу негласная вербовка потенциальных «мажоритарщиков». Именно за счет одиночек, нежданно-негаданно вступи¬вших в коалицию во главе с первой партией в стране, ПР получит дополнительные шансы нарастить свое присутствие в местных органах самоуправления даже в тех областях, где поддержка ее основным населением невысока.
Что можно сделать с каждым конкретным человеком, то можно сделать и с политической силой. Еще одним инструментом последующего увеличения «удельного веса» представительства Партии регионов в местных органах власти служит естественное или искусственное расширение ассортимента оппозиций. Сражаясь друг с другом как «старички», так и новички национально-демократического и коммунистическо-социалистического фронтов рискуют так перераспределить голоса своих затрудняющихся с выбором сторонников, что и фактиче¬ски невысокий результат партии власти может выглядеть вполне весомым.
Дополнительные возможности открываются и в случае игры на чужом поле. До старта избирательной кампании осталось около месяца, но уже сейчас ясно, что среди всех «гонщиков» ПР олицетворяет власть, а большая часть остальных участников стремится стартовать с оппозиционных высот, даже в тех случаях, когда политсилы входят в состав коалиции или делегировали своих представителей в органы власти.
Такой смягченный вариант протестов выгоден руководству страны, с какой стороны ни глянь. Во-первых, «приручение» такого рода позволит делить оппозицию на правильную — критикующую исключительно конструктивно, и неправильную — ту самую, которая оставила страну в разрухе. Во-вторых, «свои люди» в протестной среде могут оттянуть голоса у «чужих людей» из той же среды. В случае демонстрации «своими» хороших показателей, партии-сателлиты станут полезным «полуфабрикатом» при формировании каждого провластного большинства…
Если еще вспомнить правило «важно, кто считает» и оценить возможную значимость административного ресурса, предвыборные перспективы Партии регионов кажутся еще более привлекательными. Но эффективность «внерейтинговых» инструментов, позволяющих увеличить влия¬ние президентской партии на итоговый результат местных выборов, будет проверена на практике.
Опыт времен правления Леонида Кучмы показывает, что при благоприятных условиях умелые манипуляции могут неплохо конкурировать с волей народа. Но полностью заменить ее — едва ли. А значит, избежать традиционной схватки за популярность Партии регионов не удастся, как бы тщательно ни проводилась работа над условиями борьбы.
Ксения СОКУЛЬСКАЯ, «Подробности»
Опрос «З&Б»
Почему государственные символы не защищены законодательно?
В Основном Законе четко прописано, что одна из обязанностей украинцев — уважать государственные символы, которые являются важным элементом государственного устройства. Правда, описание и порядок их использования устанавливаются законом. Однако за 19 лет независимости такой нормативно-правовой акт так и не был принят. Почему государственная атрибутика вне закона, накануне Дня независимости у народных избранников выясняла корреспондент «ЗиБ».
Михаил ЧЕЧЕТОВ, фракция ПР:
— По моему мнению, закон, который регулировал бы порядок использования государственной символики, необходим, и его обязательно нужно принимать. И как только Верховная Рада заработает, думаю, этот вопрос будет рассмотрен.
Валерий БАРАНОВ, фракция БЛ:
— Как по мне, у государства есть более важные проблемы, чем порядок использования атрибутов. Нам нужны законы, направленные на улучшение экономической ситуации. Конечно, государственные символы должны быть законодательно защищены, однако это не первоочередная задача.
Леонид ГРАЧ, фракция КПУ:
— Для принятия такого закона нужно, чтобы государственные символы были исторически обоснованны и объединяли, а не разъединяли нацию. В данном случае трезуб — это именно тот символ, который сегодня разделяет общество. Так зачем нам такие атрибуты?
Дмитрий ШПЕНОВ, фракция ПР:
— Следует отметить, что вносилось несколько поправок, которые должны были урегулировать проблему использования государственной символики. Однако эти инициативы не были поддержаны. Впрочем, я считаю, что этот вопрос все же должен быть урегулирован.
Олесь ДОНИЙ, фракция блока «НУНС»:
— Долгое время к независимости относились прохладно и с опасением. После революции 2004 года, в рядах «оранжевых» было немало «неидеологических» депутатов, которые при первом же удобном случае перебежали в лагерь российских националистов. Дело в том, что за годы независимости в Верховной Раде не было достаточного количества патриотически настроенных парламентариев. А значит, причина отсутствия законодательно закрепленных государственных символов — в слабом национальном сознании политической элиты.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!