Повторно установив минимальные размеры пенсии по инвалидности для «чернобыльцев» с тем же недостатком, Верховная Рада нарушила требование ч.2 ст.8 Конституции.
Это подчеркнул первый сенат Конституционного Суда в решении от 3.04.2024 №4-р(И)/2024, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу обжаловалось соответствие Конституции п.2 разд.І закона «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» о повышении уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц» от 29.06.2021 №1584- IX и ч.3 ст.54 закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 №796-XIII.
Этими предписаниями установлены минимальные размеры пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания вследствие Чернобыльской катастрофы.
Так, ч.3 ст.54 закона №796-ХІІІ (с изменениями) указывает, что «во всех случаях размеры пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания вследствие Чернобыльской катастрофы, не могут быть ниже: для I группы инвалидности — 6000 гривен; для II группы инвалидности — 4800 гривен; для III группы инвалидности — 3700 гривен; для детей с инвалидностью — 3700 гривен».
Суд подчеркнул, что «выделение законодателем из категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, лиц, нуждающихся в особом отношении государства — лиц с инвалидностью из числа участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также из числа пострадавших от Чернобыльской катастрофы, — и введение именно для этой категории лиц государственной пенсии и установления на уровне закона ее минимальных размеров следует рассматривать как проявление со стороны государства мер поддерживающего действия для этих лиц» (абз.8 пп.2.5.1 пп.2.5 п.2 мотивирующей части решения от 7.04.2021 №1-р(II)/2021).
Соответственно, отмена, ограничение или уменьшение пенсии для лиц с инвалидностью, наступившей вследствие увечья или заболевания вследствие Чернобыльской катастрофы, приведет к нарушению сущностного содержания конституционных основ, которыми человеческая жизнь и здоровье признаны самыми высокими социальными ценностями.
По результатам анализа стст.3, 16, 50 Конституции, решения №1-р(II)/2021 Суд констатировал, что Верховная Рада законом №1584-ІХ повторно ввела правовое регулирование с тем же недостатком, а именно определила в ч.3 ст.54 закона №796-XIII минимальные размеры государственной пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы в размерах меньших, чем они были гарантированы этим законом в редакции закона «О внесении изменений и дополнений к Закону Украины «О статусе и социальной защите пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы граждан» от 6.06.1996 №230/96–ВР.
Таким образом, КС пришел к выводу, что тем самым ВР в очередной раз нарушен надлежащий уровень социальной защиты и основная обязанность государства по возмещению причиненного вреда лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, не соответствующей ч.1 ст.3, ч.2 ст.8 , ст.16, ч.3 ст.22, ч.1 ст.46, ч.1 ст.50 Конституции.
Учитывая это, Суд констатировал, что ч.3 ст.54 закона №796-XIII не соответствует Конституции (неконституционна) и теряет силу через три месяца со дня прекращения или отмены военного положения введенного указом Президента «О введении военного положения в Украине» от 24.02.2022 №64/2022 с изменениями.
В то же время КС закрыл конституционное производство в части о конституционности абзацев 8, 9, 10 п.2 разд.I закона №1584-ІХ в связи с неприемлемостью конституционных жалоб.
Судьи-содокладчики по этому делу — Александр Петришин и Петр Филюк.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!