Установление абсолютных или безальтернативных санкций за совершение правонарушения не обеспечивает справедливого баланса. Так что заменим их на диапазон, чтобы угодить верховенству права.
Где-то такую логику можно проследить в группы нардепов, внесших проект «О внесении изменений в статью 44 Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции» (№10368), сообщает «Закон и Бизнес».
Таким образом они решили выполнить решение Конституционного Суда от 1.11.2023 №9-р(II)/2023, в котором признано неконституционным отдельное предписание п.2 ч.2 ст.44 упомянутого закона, а именно: «в размере трех тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан». Поэтому проект предлагает заменить эту величину на вилку: от 2 до 4 тыс. необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 3400 до 6800 грн.).
И чтобы КС не возвращался больше к другим санкциям, определенным в этом законе, нардепы предложили все абсолютные санкции заменить так же диапазонами вокруг них. А в некоторых случаях еще и увеличив их размер.
Так, например, за недопущение к проведению проверок характеристик продукции и невыполнение установленных этим законом требований должностных лиц, осуществляющих рыночный надзор, предусмотрен штраф в размере 10 тыс. н.м.д.г. (170 тыс. грн.). По проекту это останется минимумом, а максимум достигнет 20 тыс. н.м.д.г. (340 тыс. грн.). Аналогично увеличится санкция за невыполнение или неполное исполнение требований решения о принятии ограничительных (корректирующих) мер.
Зато какой-либо зависимости размера санкции, скажем, от объема введенной в обращение продукции, проект не предусматривает. Хотя суть жалобы, ставшей основанием для принятия этого решения КС, как раз и заключалась в том, что размер санкции в 37 раз превышал общую стоимость игрушек спиннер, продававшихся без необходимых данных на этикетке, в размере 1365 грн.
Поэтому для предпринимателей это решение КС по сути усугубит положение, поскольку контролирующий орган сможет применять даже большие суммы в качестве санкций, чем предусмотрено действующим законом. В то же время само наличие диапазона без определения «смягчающих» или «отягчающих» обстоятельств создает коррупционные риски из-за субъективного подхода органов рыночного надзора к его применению.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!