По замыслу Минюста мониторить качество, полноту и своевременность предоставления безвозмездной правовой помощи должны органы местного самоуправления. Потому что контролировать качество работы должен тот, кто ее оплачивает.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
Определенная законом модель взаимодействия адвокатуры с органами, вовлеченными в оказание бесплатной юридической помощи, а также особый статус адвокатов в системе БПП, должны быть отражены на подзаконном уровне.
На это обратила внимание председатель комитета НААУ по безвозмездной правовой помощи Оксана Каденко, оценивая проект постановления Кабинета Министров «Некоторые вопросы организации предоставления безвозмездной первичной правовой помощи органами местного самоуправления».
Документ, который готовили в Министерстве юстиции, рассмотрел правительственный комитет по экономической, финансовой и правовой политике, топливно-энергетическому комплексу, стратегическим отраслям промышленности и правоохранительной деятельности.
Постановлением Кабмина планируется утвердить:
- порядок привлечения органами местного самоуправления адвокатов и других специалистов в соответствующей области права на оказание безвозмездной первичной юридической помощи;
- порядок предоставления безвозмездной первичной юридической помощи субъектами, которые создаются или привлекаются по договорам органами местного самоуправления.
- среди других вопросов возражения во время заседания вызвали квалификационные требования к адвокатам, предложенные для их участия в оказании безвозмездной первичной правовой помощи (БППП), и субъекты проверки качества помощи.
Так, согласно проекту Порядка, к предоставлению БППП будут допускаться адвокаты, отвечающие четырём требованиям:
- наличие сведений о них в ЕРАУ
- стаж адвокатской деятельности не менее одного года
- участие в мероприятиях по повышению квалификации адвокатов Украины (в течение текущего или предыдущего года)
- отсутствие дисциплинарных взысканий (в течение последнего года).
При этом для других специалистов в области права, которые также могут предоставлять БППП, установлены только два требования: наличие высшего юридического образования и стаж работы в соответствующей области права не менее одного года (за последние два года).
Представляя позицию разработчика, заместитель министра юстиции Александр Банчук пояснил, что подобные требования к юристам должны обеспечить для органов местного самоуправления широкие возможности поиска поставщиков БППП. Правда, при этом он не прокомментировал целесообразность введения повышенных требований для адвокатов.
Но О.Каденко назвала такой дифференцированный подход абсолютно необоснованным и дискриминационным. «Презюмируется, что адвокат по своему статусу является профессиональным высококвалифицированным поставщиком юридических услуг. У него уже соответствующий стаж работы, прошел квалификационный отбор, постоянно повышает свою квалификацию и т.д., - пояснила она. – Если государство считает, что предоставлять БППП могут все юристы, которые после получения степени бакалавра имеют один год стажа работы, то какие основания определять для адвокатов дополнительные повышенные цензы?».
Что касается качества, полноты и своевременности предоставления бесплатной правовой помощи, то мониторить это, по замыслу разработчиков, имеют право органы местного самоуправления. Потому что, как пояснил замминистра, контролировать качество работы должен тот, кто ее оплачивает.
В то же время, согласно ч. 2 ст. 25 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» оценивать предоставление адвокатами БППП имеют комиссии, созданные для этой цели советами адвокатов регионов. Органы местного самоуправления определены только как субъекты обращения.
«То есть оценка качества предоставления юридической помощи законом отнесена к функциям адвокатского самоуправления, а субъектами осуществления определены конкретные органы – комиссии по оценке качества», - пояснила глава профильного комитета НААУ.
Она настояла на том, что проверка качества профессиональной деятельности не может проводиться за пределами института адвокатуры посторонними субъектами. «Фактически предложенной редакцией норм проекта нивелируется гарантированная законом независимость адвокатуры от органов государственной власти и местного самоуправления, ведь последние получают функции контроля над адвокатами, - отметила О.Каденко. – Адвокатура в соответствии с законом создала систему органов оценки качества предоставления БПП. И эта система способна выполнить возложенные на нее задачи».
«Сегодня нет ни фактических, ни юридических оснований нарушать закон и наделять такими же полномочиями органы местного самоуправления», - резюмировала представитель НААУ.
Национальная ассоциация адвокатов Украины будет и дальше отстаивать позицию недопустимости вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в осуществление адвокатурой самоуправляющихся функций. Поэтому проект постановления Кабмина в скором времени рассмотрит и оценит Рада адвокатов Украины на специальном внеочередном заседании.
.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!