Проверив новые редакции порядков проверки деклараций и образа жизни должностных лиц, доработанные НАПК, Минюст заявляет, что в документах появились новые ошибки и не учтены предыдущие замечания.
Как сообщили изданию «Закон и Бизнес» в пресс-службе Министерства юстиции, за 15 дней будет принято одно из трех возможных решений: зарегистрировать порядки, вернуть на доработку, отказать в регистрации с соответствующей мотивацией.
Как отметили в Минюсте, по данным предварительного анализа полученных документов, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции во время подготовки новой редакции Порядка проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, и Порядка осуществления мониторинга жизни лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, вновь проигнорировало замечания Министерства юстиции.
В частности, Закон «О предотвращении коррупции» предусматривает, что проверки должны проводить исключительно НАПК как коллегиальный орган, или его отдельные члены, но по поручению НАПК. Зато, согласно предложенных порядков, НАПК наделяет правом начинать и заканчивать проверки всех своих уполномоченных лиц, хотя такого права законодательством им не предоставлено. Порядок, как и любой другой подзаконный акт не может расширять положения закона или менять их в любым способом.
Также важным пунктом замечаний, которые не были учтены, является то, что предложенные документы не содержат положений относительно информирования лица, в отношении которого проводится проверка, о начале и окончании соответствующих действий. Так же не прописано требование по возможности использование только достоверной информации, на основании которой проводится проверка и устанавливаются нарушения чиновников. Это создает риск, когда основанием для проверки будет искаженная или заведомо ложная информация, которую в дальнейшем легитимизирует проверка.
Министерство подчеркивает, что НАПК, как в старых, так и новых вариантах порядков, ограничилось набором декларативных принципов, которые не имеют регуляторной силы и не содержит условий своего применения; указанные принципы невозможно применить в случае отсутствия или противоречия специальных норм. Ведомство отмечает, что нормативно-правовые акты в принципиально новой сфере регулирования должны содержать общие положения и принципы, которые должны быть пригодны компенсировать пробелы нормативного регулирования, применяться в случаях противоречия норм, чего крайне трудно избежать на начальном этапе регулирования новых общественных отношений (в том числе, проверок деклараций и образа жизни чиновников).
В Порядке проведения контроля и полной проверки декларации четко прописано лишь одно из направлений проверки – достоверность заявленной информации. При этом Закон «О предотвращении коррупции» предусматривает наличие еще трех направлений полной проверки – точность оценки, наличие конфликта интересов, признаки незаконного обогащения – которые лишь поверхностно не упоминаются в предложенном тексте. В связи с этим, неурегулированные направления проверки не будут работать на практике, однако, декларация по результатам проверки будет считаться такой, что прошла все составляющие полной проверки, и фактически может узаконить латентные правонарушения.
Кроме того, последние присланные варианты порядков содержат нормы, относительно которых у специалистов Министерства юстиции возникли новые замечания.
Минюст отмечает, что НАПК частично учло замечания относительно необходимости определения четких сроков проведения проверок. Они определили, что таким сроком является 180 дней с возможностью продления проверки еще на 180 дней. По мнению министерства — это недопустимо широкие сроки, учитывая тот факт, что все государственные органы должны предоставить агентству информацию в течение 10 дней. Кроме того, возможность приостанавливать процесс проверки на неопределенный срок может привести к тому, что проверка будет длиться бесконечно. Такой подход негативно отражается на правах субъектов декларирования и нарушает принципы защиты прав человека.
Другие два принципиальных пункта замечаний Минюста касаются определений, которые используются в Порядке мониторинга жизни лица. В частности, вместо прописанного в законодательстве термина «уровень жизни» используется понятие «образ жизни». При этом, далее в тексте эти понятия отождествляются. Кроме этого, согласно утвержденного НАПК текста, порядок направлен на исследование «несоответствия образа (уровня) жизни субъекта декларирования», хотя законом определена необходимость проводить мониторинг на соответствие уровня жизни» указанным в декларации данным.
Минюст обращает внимание на то обстоятельство, что вследствие получения последних замечаний к порядкам в декабре 2016 года НАПК их отменило, а не обжаловало отказ в суд. Это свидетельствует о юридическом признании со стороны НАПК всех замечаний Минюста, в связи с чем розги заявления о недостатках выводов Министерства о порядков со стороны отдельных представителей НАПК после отмены таких порядков является по крайней мере некорректным с юридической точки зрения.
Министерство юстиции призывает всех регуляторов в вопросе создания порядков проверок, в том числе НАПК, и профессиональную общественность и международных партнеров к конструктивному сотрудничеству на независимом площадке с целью наработки проектов порядков соответствующих проверок, строго соответствовать законодательству Украины, лучшим практикам и стандартам соблюдения прав человека в ЕС.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!