Административный иск, поданный после окончания сроков, установленных законом, остается без рассмотрения, если суд на основании искового заявления и приложенных к нему материалов не найдет оснований для признания причин пропуска срока обращения в административный суд уважительными, о чем выносится определение, объясняет Окружной административный суд Киева в рамках проекта «Осведомлен - значит вооружен».
Таким образом, суд вынужден будет вынести определение об оставлении иска без рассмотрения, если истец действительно без уважительных причин пропустил сроки обращения, объяснили «ЗиБ» в ОАСК. Суд рассмотрит вопрос уважительности причин пропуска срока обращения в суд по инициативе и в пределах доводов лица, подавшего исковое заявление. Вместе с тем, если лицо, обратившееся в суд, не привело уважительных причин пропуска срока обращения в суд, но суд видит их из предоставленных доказательств, суд признает причины пропуска срока уважительными и открывает производство по делу. Уважительность причин пропуска сроков обращения в суд также может доказывать не только истец, но и лицо, подающее иск в интересах истца (например, прокурор). Однако независимо от того, кто подает иск, срок обращения в суд исчисляется со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Если из предоставленных доказательств не усматривается причин пропуска срока, суд выносит определение об оставлении искового заявления без рассмотрения. В то же время, если по обстоятельствам дела такие причины у истца могут быть, суд может оставить исковое заявление без движения по мотивам непредставления доказательств соблюдения срока обращения в суд или же открыть производство и выяснить эти обстоятельства в судебном заседании. Если на стадии открытия производства вопрос о применении последствий пропуска срока обращения в суда не решался, он может быть решен судом во время подготовительного производства или во время судебного рассмотрения дела по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле. При этом, наличие решения суда, которым признаны уважительными причины пропуска срока обращения в суд, не препятствует суду вернуться к этому вопросу и решить его по другому в случае получения новых доказательств пропуска истцом срока обращения в суд, которые не были ему известны на момент открытия производства по делу. Таким образом, суд может на любой стадии рассмотрения дела, установить факт пропуска срока обращения в суд и оставить иск без рассмотрения. Поэтому истцам необходимо значительно внимательнее относиться к вопросу соблюдения срока обращения в суд и в случае его пропуска указывать уважительные причины этого, подтвержденные надлежащими доказательствами, сразу при обращении с иском в суд. Ведь сообщить в дальнейшем суд о наличии таких причин может стать невозможно, например в случае, если суд на стадии решения вопроса об открытии производства по административному делу без проведения судебного заседания постановит решение об оставлении иска без рассмотрения. Также необходимо отметить, что на законодательном уровне не регламентировано, какие причины являются уважительными, а какие - нет, а потому, соответственно, решение этого вопроса находится в исключительной компетенции суда, в который с административным иском обращается истец. Лицо, после устранения оснований, по которым заявление было оставлено без рассмотрения определением суда в открытии производства по делу, имеет право обратиться в суд в общем порядке. В данном случае, под устранением оснований, по которым было оставлено заявление без рассмотрения подразумевается предоставление истцом детальных объяснений важности пропуска сроков обращения, документов, подтверждающих это и т.п., если таковые не были предоставлены им в ходе предварительного обращения в суд.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!