Группа депутатов зарегистрировала в парламенте два законопроекта, которыми предлагается изменить порядок назначения присяжных, в частности - ввести Государственный реестр присяжных. В случае одобрения этих документов ВР новые правила заработают уже через полгода (на мероприятия по формированию реестра есть 3 месяца).
Соответствующие законопроекты №3607 "О Государственном реестре присяжных" и №3608 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно суда присяжных" зарегистрировали в ВР 9 декабря Ю.Луценко, И. Луценко и Тимошенко.
Реестр
Государственный реестр присяжных в соответствии с проектом №3607 предназначен для ведения персонифицированного учета присяжных и составления списков присяжных для суда присяжных. Распорядителем Реестра является Государственная судебная администрация Украины, которая должна:
- обеспечить организационное и технологическое функционирования Реестра и контроль за целостностью базы данных, полнотой и корректностью персональных данных Реестра;
- предоставлять органам ведения Реестра, а также судам право доступа к базе данных Реестра и устанавливает порядок такого доступа
Органами ведения Реестра являются соответствующие структурные подразделения ГСА.
ГСАУ и Кабмин в соответствии с проектом в течение трех месяцев со дня вступления в силу этого документа должны принять необходимые меры для обеспечения функционирования автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы Реестра.
Присяжные
Отбор кандидатов в жюри присяжных согласно проекту №3608 осуществляется с помощью программного обеспечения Государственного реестра присяжных и в порядке, определенном Уголовным процессуальным кодексом.
Так, изменениями в УПК предусматривается следующее определение - суд присяжных - это малое жюри (шесть присяжных) и большое жюри (двенадцать присяжных), которое по результатам рассмотрения уголовного дела устанавливает вердикт по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Судебное производство в суде первой инстанции по:
1) преступлениям, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 10 лет, осуществляется коллегиально судом в составе 3 профессиональных судей, а по ходатайству обвиняемого (одного из обвиняемых) - судом присяжных (малое жюри). Малое жюри осуществляет судебное разбирательство в составе одного профессионального судьи и 6 присяжных.
2) особо тяжким преступлениям, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или пожизненное лишение свободы, осуществляется коллегиально судом в составе трех профессиональных судей, а по ходатайству обвиняемого (одного из обвиняемых) - судом присяжных (большое жюри). Большое жюри осуществляет судебное разбирательство в составе одного профессионального судьи и 12 присяжных.
В определении об открытии производства в суде присяжных отмечается количество кандидатов в присяжные, подлежащих вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее 15 (для малого жюри) и не менее 25 (для большого жюри), а также указывается, в открытом или закрытом судебном заседании будет осуществляться производство. Определение председательствующего о рассмотрении дела в суде присяжных является окончательным и не подлежит обжалованию.
После назначения рассмотрения в суде присяжных судебный распорядитель с помощью программного обеспечения Государственного реестра присяжных проводит отбор кандидатов в присяжные путем случайного выбора из числа лиц, которые согласно данным указанного реестра постоянно проживают в пределах территориальной юрисдикции соответствующего суда, и направляет составлен список председательствующему.
Проект также детализирует права и полномочия присяжных, особенности судебного рассмотрения в таком суде, вопросы, подлежащие разрешению присяжными.
По каждому из деяний, обвинение в совершении которых выдвинуто лицу, формулируются в письменном виде следующие основные вопросы для суда присяжных:
1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется обвиняемый;
2) доказано ли совершение обвиняемым деяния, в совершении которого он обвиняется;
3) виноват ли обвиняемый в совершении деяния, в совершении которого он обвиняется;
4) заслуживает ли обвиняемый, при условии положительных ответов на вопросы, указанные в пунктах выше на пожизненное лишение свободы, если такое наказание предусмотрено за совершение преступления, в совершении которого ему предъявлено обвинение.
После удаления жюри в совещательную комнату, председательствующий дает распоряжение службе судебных приставов обеспечить охрану у выходов из совещательной комнаты и объявляет перерыв в судебном заседании до выхода жюри из совещательной комнаты. Пребывание жюри в совещательной комнате не может прерываться и должен продолжаться до вынесения вердикта жюри, но не более семи часов.
По результатам совещания и голосования жюри постановил оправдательный или обвинительный вердикт. Оправдательный вердикт жюри является обязательным для суда и влечет вынесение оправдательного приговора.
Что же касается обвинительного вердикта жюри, то он является обязательным для суда, кроме случаев, когда суд признает, что в действиях обвиняемого отсутствует состав преступления, в совершении которого он обвиняется.
Вердикт присяжных может быть обжаловано в апелляционном порядке по основаниям нарушения уголовного процессуального закона по формированию скамьи присяжных, нарушение тайны совещательной комнаты жюри и тому подобное. Следствием отмены вердикта присяжных является отмена приговора.
Материалы по теме
Назначение лицу наказания не может быть единственной целью уголовного производства – судья ВС
14.05.2024
Особенности осуществления специального досудебного расследования или индульгенция от ВАКС
30.04.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!