Комитет по вопросам правосудия рекомендует парламенту отклонить проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения права на рассмотрение жалобы в суде кассационной инстанции.
Законопроектом № 11018, отмечалось на заседании комитета, предполагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства. В частности, предлагается исключить положения пункта 5 части третьей статьи 328 Гражданского процессуального кодекса и пункта 5 части пятой статьи 214 Кодекса административного судопроизводства, согласно которым судья-докладчик отказывает в открытии кассационного производства по делу, если кассационная жалоба является необоснованной и изложенные в ней доводы не вызывают необходимости проверки материалов дела.
В ходе обсуждения народные депутаты указывали на то, что "в действующей редакции части третьей статьи 328 Гражданского процессуального кодекса вообще отсутствуют пункты, хотя, очевидно, что речь идет о пункте 5 части четвертой соответствующей статьи Гражданского процессуального кодекса".
Члены Комитета отметили, что соответствующие положения служат определенным "фильтром" для кассационных жалоб, необоснованность которых очевидна. Они призваны обеспечивать принцип правовой определенности и отсеивать жалобы, которые направлены лишь на нарушение сроков судебного разбирательства, т.е. противодействовать обжалованию ради самого обжалования, которое приводит к перегрузке суда кассационной инстанции и промедление в рассмотрении всех дел, находящихся в его производстве.
Таким образом, считают парламентарии, принятие законопроекта негативным образом повлияет на деятельность суда, в частности, будет нарушен принцип правовой экономии и разумных сроков рассмотрения дел и права на справедливое судебное разбирательство, что не будет отвечать международным обязательствам Украины в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (относительно обеспечения справедливого судебного разбирательства).
Кроме того, подчеркивали народные депутаты, исключения соответствующих положений из Гражданского процессуального кодекса и Кодекса административного судопроизводства ставит под сомнение конституционные принципы правосудия в отношении обязательности судебных решений и их юридической силы, правовой эффективности и правовой определенности, присущие гражданскому, а также административному судопроизводству Украины.
Члены Комитета отметили, что введение предварительной процедуры рассмотрения кассационной жалобы, в рамках которой определяются правовые основания для дальнейшего движения дела (открытии кассационного производства, истребовании дела, передача дела на рассмотрение по сути т.д.), исходя из доводов, изложенных в жалобе и содержания обжалованных решений, соответствует правовой природе и назначению кассационного производства и не может расцениваться как несовместимое с правом каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство.
Материалы по теме
Как отказаться от апелляционной жалобы
26.04.2024
ААУ приглашает на VI Судебный форум
28.02.2024
Комментарии
Стаття вводить читачів в оману, так як набуття законної сили рішення набуває після апеляції, а відтак затягування шляхом подання касаційної скарги - це дурниця.