С 1 января 2016 предусматривается отмена специальных условий назначения пенсий. Со следующего года пенсии прокурорам, судьям, государственным служащим и ряду других категорий будут начисляться по общим принципам.
На это обратил внимание заместитель председателя правления Пенсионного фонда Украины Владислав Машкин на пресс-конференции о внесении изменений в пенсионное законодательство в информагентства РИА "Новости Украина".
Реформа
Еще одна важная инициатива: расходы, не свойственные страховой пенсионной системе, будут финансироваться из государственного бюджета. В частности, из бюджета государства будет финансироваться разница между страховой и минимальной пенсиями. Тогда как сейчас эти средства выплачиваются из бюджета Пенсионного фонда. Это же касается и ряда других расходов, таких как выплаты лицам, не имеющим права на пенсию, пенсии военнослужащих, различные государственные пособия, надбавки, доплаты. После внедрения реформы из средств Пенсионного фонда человек будет получать только то, что он заработал благодаря своим страховым взносам в солидарную систему. Остальное будет платить госбюджет.
"После многих лет разговоров с 1 января 2017 будет введена обязательная накопительная составляющая пенсионного обеспечения украинцев, - напомнил заместитель председателя правления ПФУ. - При этом солидарная система сохранит свою базовую роль основы всей пенсионной системы. В то же время человек получит возможность заработать себе дополнительную пенсию. Эти средства будут частной собственностью гражданина, в частности, их можно будет наследовать ".
В.Машкин также опроверг слухи о повышении пенсионного возраста в рамках реформы - пенсионная реформа не предусматривает повышение возраста выхода на пенсию. Вместо этого предусматривается введение профессиональной пенсионной программы для отдельных категорий работников вредных производств: шахтеров, металлургов, химиков, аграриев и других по существующим спискам. Отличие от действующего ныне механизма будет заключаться в том, что на таких производствах работодатель будет платить за своих работников повышенные взносы в Пенсионный фонд. Меняется механизм финансирования льготных пенсий, а для самого работника вредного производства принцип начисления льготной пенсии останется неизменным.
Риски
В свою очередь руководитель общественной организации "Публичный аудит" Максим Гольдарб предостерег от возможных рисков на пути внедрения реформы, избежать которых, по мнению эксперта, можно при доработке пакета соответствующих законопроектов в Верховной Раде.
В частности, он считает, что пенсионную реформу необходимо начинать с отмены налога на пенсии, забыв о тех 15%, которые сегодня забирают у пенсионеров. Кроме того, нужно немедленно проиндексировать пенсии и заработные платы населению.
«Экономический эффект от этого налога, по словам руководителя Пенсионного фонда, 1,5 млрд. грн в год, и это при дефиците Фонда в более 80 млрд грн.», - указывает Максим Гольдарб. По его словам, сокращение количества госслужащих даст экономию госказне в 8 млрд грн в год; увеличение процента отчислений части чистой прибыли государственных унитарных предприятий - как минимум в 2 млрд грн; сбалансирования заработных плат топ-менеджеров государственных монополий - еще сотни миллионов гривен.
По мнению Максима Гольдарба, новая накопительная пенсионная система, безусловно, является своевременной и цивилизованной. Вместе с тем существует ряд существенных рисков, которым государственные руководители обязаны уделить внимание государственным руководителям:
- а что будет с гривями, которые люди начнут платить в счет формирования этой системы в ближайшее время. Ведь надо называть вещи своими именами, отмечает Гольдарб, регулятор не контролирует ситуацию на валютном рынке и не выполняет своей функции, предусмотренной Конституцией, об ответственности за стабильный курс национальной валюты.
- смена власти, из-за чего реализация пенсионных нововведений может быть не выполнена либо не проконтролировано. Поэтому важно уже сегодня предсказать, кто будет нести ответственность за фонды, куда будут отчисляться деньги украинцев.
- как и кто именно будет распоряжаться этими деньгами до момента, пока человек не выйдет на пенсию. И кто будет контроллером, который будет следить за тем, как ведут себя со средствами накопительного фонда.
Как убежден Максим Гольдарб, указанные риски не означают, что нужно нивелировать начинания пенсионной реформы, однако их крайне важно проработать. Ведь накопительная система показывает свою действенность, как правило, лишь в странах с устоявшейся экономикой.
Выход из этой ситуации руководитель "Публичного аудита" видит такой: руководители накопительного фонда, бенефициары, топ-менеджеры и члены их семей должны нести персональную ответственность всем своим имуществом. То есть, если возникнет малейшее подозрение в неплатежеспособности или несвоевременности выплат, должен быть наложен арест на все их имущество - до выяснения всех обстоятельств. Это автоматически изменит отношение распорядителей к деньгам, которые им люди доверили на хранение.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!