В свое время в Верховной Раде среди депутатов была весьма популярна шутка: мол, хорошим людям и Конституция не помеха! В каждой шутке, как известно, лишь доля шутки. В окружении Президента и в Партии регионов заговорили о грядущих изменениях Основного Закона. Подобных разговоров, не воплотившихся пока во что-либо конкретное, стоило ожидать: каждый новый Президент хотел сделать нашу Конституцию «лучшей в мире»… Подобные «опыты» давали противоречивые результаты.
На «шампуре» власти
«Опыт государственного строительства на протяжении лет, прошедших со времени принятия Основного Закона, показал: Конституция в современных динамичных исторических условиях требует некоторых изменений», — заявил Президент в своем телеобращении к нации в день, который мало кто из сограждан воспринимал иначе, чем просто дополнительный выходной.
Между тем это был День Конституции — один из самых почитаемых праздников в любой стране мира. Мы, увы, привыкли, что границы совершенствования нашего Основного Закона давно уже ушли за горизонт.
В свое время еще вице-спикер Владимир Гринев, сопровождая на выборах команду Межрегионального блока реформ тогдашнего кандидата в президенты Леонида Кучмы, предложил договор о власти — последний мог бы стать своеобразным шампуром, на который предстояло постепенно, консенсусным методом нанизывать само «мясо» Конституции. Но тогда слишком уж отличались интересы народных депутатов и Президента.
С тех пор вокруг Основного Закона постоянно ломали политические копья. То, что не удалось сделать МБР, получилось в 2004 году: по сути, новая Конституция в виде коренных изменений, внесенных в старую, была проголосована в зале ВР в условиях нарастающего общественного противостояния, позже вылившегося в Майдан. И вот уже шестой год (!) все проблемы политического характера списывают на несовершенство той реформы.
В 2004 году президентскую вертикаль лишили полномочий — такое толкование было бы слишком грубым и примитивным. Но таким же неоднозначными будут и разговоры о попытках нынешней власти вернуть президентскую республику. Но в действительности все это куда более тонко…
Да, Партия регионов и Виктор Янукович демонстрируют явное желание использовать привычные еще со времен Леонида Кучмы механизмы, которые вписываются в короткую формулу «Президент — арбитр нации». На это сейчас направлена большая часть усилий той же Администрации главы государства. И не случайно первый замглавы фракции ПР Михаил Чечетов заявил: «Новый вариант Конституции не должен ослабить президентскую власть. Народ уже увидел, что такое сильная власть, и не поймет, если мы пойдем по пути ее ослабления. Особенно в период радикальных реформ, который уже начинается».
Трудно сказать, насколько радикальны предлагаемые реформы в экономической сфере, но в политической, видимо, радикализма не избежать, если изменять Основной Закон в сторону усиления президентских полномочий и вертикали… «Юридические умы» в ПР уверены, что пресловутую политреформу-2004, из-за которой все беды, можно запросто отменить на том же референдуме. И, что главное, при правильной постановке вопроса есть все шансы добиться успеха. На референдум, помимо вопросов отмены политреформы, могут быть вынесены и вопросы отмены депутатской неприкосновенности и сокращения числа парламентариев. Последние два пункта, кстати, тоже очень популярны в народе.
Побеждать не спеша
С другой стороны, пока ПР и ее лидеров не упрекнешь в «насилии над Радой». Слишком осторожны высказывания «регионалов» по поводу того, что они не гонятся за конституционным большинством и, к примеру, те же рассуждения министра юстиции Александра Лавриновича, дескать, такая коалиция будет «неестественной». Если верить словам пополнившего большинство «оптовика» Давида Жвании, не ставит вопрос (пока?) о 300 «спартанцах» и В.Янукович.
Впрочем, столь мягкая позиция Президента вполне объяснима: в общем-то жалкие потуги оппозиции пока не мешают главе государства делать все, чтобы укреплять собственное могущество. В частности, впереди весьма серьезный этап местных выборов, своеобразный час «Х» для ПР. И если партийная структура сможет «перепрыгнуть» поставленную планку (по слухам, сверху спущена директива: выдвигать представителей ПР во всех без исключения округах — и побеждать!), тогда, возможно, В.Янукович будет ставить перед ней и более масштабные цели наподобие тех, которые ставил в свое время Л.Кучма перед структурами «директора парламента» Александра Волкова во время референдума 1999 года.
Пока же торопиться «набивать» коалицию до 300 голосов (а с учетом специфики нашего парламента делать это нужно с солидным запасом!) В.Януковичу ни к чему. В данном случае выдержка — не самый худший советчик и помощник. Рейтинг оппозиции тает на глазах. По кулуарам ВР ходят слухи, что «закрытые опросы» показывают, напротив, очень высокие рейтинги Президента и ассоциирующейся с ним ПР.
Лето — традиционная пора, когда люди расслабляются и хотят забыть о грузе проблем. Бизнес-круги с опасением поглядывают: не вернутся ли времена, когда правила игры устанавливались в одном кабинете, где воле одного человека подчинялись даже законы рынка… Еще один аспект: зачем зря дразнить международное сообщество? Понятно, что очередные изменения в украинскую Конституцию не вызовут особого энтузиазма на Западе, разве что северо-восточный сосед не будет возражать…
А вот осенью…
В сентябре-октябре все может сложиться таким образом, что в сессионном зале гораздо легче будет найти необходимые голоса. Если, конечно, необходимость в них возникнет. И если команда В.Януковича рискнет начать сражение на еще одном участке фронта…
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!