Лоббировать законодательные инициативы в первую очередь будут через народных депутатов, но исключительно этическими методами.
Как сообщал «ЗиБ», Верховная Рада приняла в первом чтении правительственный проект закона «О добродетельном лоббировании» (№10337). А 24 января, согласно Регламенту ВР, был последний день подачи поправок народными депутатами.
Теперь «мяч» на поле Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики, который является главным для подготовки текста законопроекта ко второму чтению.
Отметим, что НАПК призвало народных депутатов доработать этот проект с целью принятия сбалансированного и действенного закона, который будет отвечать лучшим международным практикам и стандартам.
Таким образом, базой, над которой будут работать члены профильного комитета, являются:
Адвокация не является лоббированием. Субъекты адвокации, в том числе общественные активисты, не попадут в Реестр прозрачности, куда будут вноситься данные о субъектах лоббирования.
Введение статуса лоббиста, получаемого путем регистрации его в Реестре прозрачности — держателем и администратором которого является Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК).
Ограничения по кругу лиц, которые могут быть лоббистами и клиентами (в частности, запрет для граждан и резидентов рф, а также компаний, связанных с агрессором).
Внедрение Правил этического поведения лоббистов.
Определение предмета лоббирования (лоббисты могут стать соавторами законов и других нормативно-правовых актов).
Определение объекта лоббирования (народные депутаты, члены правительства и другие).
Определение прав лоббистов (представлять интересы клиента; участвовать в разработке проекта акта; входить в админздания; участвовать в заседаниях госорганов; быть в списке авторов акта; проводить публичные мероприятия и информационные кампании).
Введение отчета о лоббистской деятельности в НАПК.
Наделение НАПК полномочиями по мониторингу за соблюдением требований законодательства по вопросам лоббирования; обеспечение ведения Реестра прозрачности; внесение предписаний о нарушении требований законодательства по вопросам лоббирования и т.д.
Некоторые несоответствия данного законопроекта рекомендациям Парламентской ассамблеи Совета Европы анализировались здесь.