Интеграция Украины в мировую экономику сопровождается постепенным овладением отечественными предпринимателями всем спектром экономических способов и приёмов участия в международном обороте, в частности, путём размещения капиталовложений в объекты инвестирования, размещённые за пределами Украины.
Одним из таких объектов является недвижимость, вложение капитала в которую осуществляется с целью получения дохода в будущем. При этом, такой доход от инвестирования может быть пассивным (от сдачи недвижимости в аренду) или активным (от перепродажи объекта недвижимости по более высокой цене).
В последнее время всё большее распространение получает такой вид инвестирования в имущественные активы как приобретение недвижимости за рубежом. Юридическая компания LEX LIGA отмечает, что этот вид инвестирования имеет и свои преимущества, и недостатки.
К преимуществам инвестирования в недвижимость за рубежом относят следующие. Во-первых, стоимость недвижимости за рубежом в большинстве стран ниже, чем в крупных и курортных городах Украины, зато качество и будущий пассивный доход выше. Во-вторых, инвестиции в зарубежную недвижимость позволяют диверсифицировать портфель инвестиций, распределяя собственный капитал между активами разных стран, что, безусловно, повышает его устойчивость к рискам. Также, приобретая недвижимость за рубежом, инвестор имеет возможность использовать её не только с целью получения пассивного дохода, но и в частных целях, например, для отдыха.
Относительно недостатков инвестирования в объекты недвижимости за границей, то особого внимания инвесторов заслуживают такие. Во-первых, дополнительные затраты, связанные с покупкой зарубежной недвижимости, составляют, как правило, почти 5-10 процентов от её стоимости, в частности, это налоги и сборы, которые нужно уплатить в бюджет иностранного государства. Во-вторых, довольно сложная процедура приобретения недвижимости требует осведомленности в законодательстве иностранного государства, поэтому большинство инвесторов покупают недвижимость за рубежом через посредников и/или пользуясь услугами юристов, а это – дополнительные немалые затраты. Полная зависимость от законодательной базы иностранного государства также обусловливает возможные дополнительные потери в будущем – повышение размера коммунальных платежей, расходы на поддержание надлежащего состояния объекта недвижимости, а также связанные с изменениями в налоговом законодательстве. И последнее, осуществление инвестиций в зарубежную недвижимость может предусматривать обязательное получение резидентом соответствующего разрешения (лицензии) уполномоченного органа своей страны. В Украине – это индивидуальная лицензия Национального банка Украины на осуществление инвестиций за границу. А это предполагает не только дополнительные затраты на получение лицензии, но и внимание налоговых органов относительно происхождения потраченных средств.
Осуществление инвестиций резидентами за границу может иметь для государства как положительные, так и отрицательные последствия. К последним, в частности, относятся: уменьшение национального внутреннего продукта вследствие оттока внутренних капиталов за границу угроза значительной потери валютных и имущественных ценностей в результате их вывоза за границу без цели возврата этих ценностей и прибыли в государство. Следует отметить, что негативные последствия более характерны для неразвитых (экономически, политически, социально) государств, а положительные последствия можно проследить только относительно стран с развитой экономикой. При этом, страны, для которых инвестирование за пределы государства приводит к возникновению преимущественно положительных результатов, позволяют свободное инвестирование за пределы страны без установления ограничений. И наоборот, страны, которые получают только негативное влияние иностранного инвестирования, устанавливают режим ограничений инвестиций за границу и специальные механизмы контроля за осуществлением такой инвестиционной деятельности.
В связи с нестабильностью политической и экономической ситуации в стране, а также низким социальным уровнем жизни, в Украине действует режим ограничения инвестирования за пределы государства.
В целом, инвестирование за пределы Украины осуществляется путём:
1) инвестирование вещей, что связано с перемещением объектов материального мира через таможенную границу за пределы территории Украины, с применением мер таможенного контроля, тарифного и нетарифного ограничения внешнеэкономической деятельности;
2) инвестирование за пределы Украины средств и других валютных ценностей, а также ценных бумаг, операция по инвестированию которых может происходить путём передачи документа или изменения записи на счетах в банковских и других учётных учреждениях; к этому виду инвестирования пока применяются меры валютного контроля и валютные ограничения.
Инвестирование за пределы Украины регулируется Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 года, Декретом Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19 февраля 1993 года, а также принятыми на их основании нормативно-правовыми актами. Осуществление инвестирования за пределы Украины разрешается только на основании индивидуальной лицензии, выдаваемой соответствующим органом государственной власти.
Указом Президента Украины «Об инвестировании имущественных ценностей резидентами за пределами Украины» от 13 сентября 1995 года № 839/95 установлена обязанность инвестора резидента при осуществлении инвестирования за пределы Украины получить соответствующую лицензию. Выдачу индивидуальных лицензий осуществляет Министерство экономического развития и торговли Украины в соответствии с Положением о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины, утверждённым постановлением Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1996 года № 229. Осуществление операции по инвестированию за пределы Украины валютных ценностей требует получение индивидуальной лицензии согласно Инструкции о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу, утверждённой постановлением Правления Национального банка Украины от 16 марта 1999 года № 122 (далее – Инструкция).
Согласно Инструкции инвестиция за границу – это валютная операция, которая предусматривает вложение субъектами инвестиций (резидентами – юридическими и физическими лицами) валютных ценностей в объекты инвестиций за рубежом с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Инвестиции могут осуществляться в форме создания юридических лиц за рубежом, приобретение корпоративных прав и ценных бумаг иностранных эмитентов, прав собственности на недвижимое имущество, расположенное за пределами Украины, и в других формах, не запрещенных законами Украины. Не требуют получения индивидуальной лицензии на осуществление инвестиции в Национальном банке Украины операции по проведению субъектами инвестиций расчётов на территории Украины в гривне с целью приобретения права собственности на объекты инвестиций за рубежом. Для инвестиций не могут быть использованы средства в наличной форме юридическими лицами, а также физическими лицами, которые в установленном законодательством Украины порядке являются субъектами предпринимательской деятельности.
Для осуществления инвестиции (независимо от сроков и суммы) резиденту нужно обязательно предварительно получить индивидуальную лицензию Национального банка Украины – должным образом оформленное письменное разрешение НБУ на право осуществления конкретным резидентом конкретной инвестиции. Для получения лицензии резидент обязан представить в Национальный банк Украины пакет документов, определённый в главе 2 Инструкции. Срок их рассмотрения не должен превышать 25 рабочих дней с даты его поступления.
Лицензия выдается резиденту на срок, необходимый для осуществления инвестиции. Для увеличения суммы инвестиции, предусмотренной лицензией, её владелец должен обратиться в Национальный банк Украины в порядке, установленном Инструкцией для получения новой лицензии.
Лицензия, изменения и дополнения к лицензии оформляются в двух экземплярах. Оригинал лицензии (изменений и дополнений к лицензии) направляется владельцу лицензии (выдаётся под роспись владельцу лицензии или его доверенному лицу) после осуществления оплаты за предоставление лицензии (изменений и дополнений к лицензии) в размере, установленном нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. Второй экземпляр лицензии (изменений и дополнений к лицензии) хранится в Национальном банке Украины. Копия первого экземпляра лицензии (изменений и дополнений к лицензии) направляется контролирующему органу, в котором владелец лицензии находится на учете.
Владелец лицензии лично предъявляет оригинал лицензии уполномоченному банку, через который должна переводиться иностранная валюта за пределы Украины (в случае осуществления инвестиции за границу в безналичной форме). Уполномоченный банк на этой лицензии делает отметку, которая должна содержать сумму и дату перевода иностранной валюты за пределы Украины, и сохраняет её копию с отметками в установленном Национальным банком Украины порядке.
Нужно отметить, что правовое регулирование инвестирования в имущественной форме значительно отличается от правового регулирования инвестирования в валютных ценностях, в частности, определение понятий инвестирования, форм инвестирования и т.д., а также отличается от правового регулирования инвестирования в целом. Эти виды правового регулирования требуют согласования, например, путём принятия единого законодательного акта по регламентации этого вида инвестиционной деятельности.
В целом правовое регулирование инвестирования за пределы Украины имеет не систематизированный характер, регулируется актами различной юридической силы и предмета правового регулирования, принятыми в начале становления рыночных отношений в Украине, однако согласно ст. 92 Конституции Украины исключительно законами могут устанавливаться ограничения в осуществлении инвестиционной деятельности граждан. Всё это вносит определенную дисгармонию в систему правового регулирования инвестирования в недвижимость за рубежом.
Поэтому, намереваясь приобрести недвижимость за рубежом и уделяя основное внимание юридическому оформлению соответствующих отношений в той или иной стране, не следует забывать и о том, что в силу отечественных особенностей очень легко попасть в ловушку законодательных хитросплетений в Украине. При этом, регулирование осуществляется с позиций организации государственного контроля за вывозом за пределы Украины валютных и имущественных ценностей, поэтому инвестор должен быть осведомлён о правилах осуществления инвестирования в зарубежную недвижимость и знать об ответственности за правонарушения в этой сфере отношений. Поэтому, при оформлении в Украине документов, необходимых для осуществления инвестиций в недвижимость за рубежом, также не помешало бы обращаться за профессиональной юридической помощью.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!