Члены Ассоциации также раскритиковали систему квалифоценивания судей из Украины
Люстрация судей должна регулироваться только одной частью законодательства, а не теми частями, которые его перекрывают. Она должна проводиться в полном соответствии с конституционными положениями, которые гарантируют независимость судей, и лишь Высший совет юстиции должен отвечать за увольнение судей.
Это один из выводов Венецианской комиссии, поддержку которым выразила Европейская ассоциация судей на своем прошлом съезде 15 - 17 мая 2015. Как сообщили "ЗиБ" в ВССУ, на съезде присутствовала украинская делегация.
Так, члены делегации Украины обратили внимание на ситуацию, сложившуюся вокруг судебной власти в Украине. По результатам обсуждения была принята Резолюция по обращению Ассоциации судей Украины, которая будет направлена в Кабинет министров Совета Европы.
Европейская ассоциация судей также принимает во внимание выводы Венецианской комиссии, приведенные в ее промежуточном отчете, в частности в ее главном выводе, указанном в пункте 104:
a) применение люстрационных мероприятий к периоду власти Советского Союза после многих лет падения коммунистического режима и принятие демократической конституции в Украине требуют убедительных причин, чтобы оправдали специфическую угрозу демократии, которую составляют современные коммунисты; Комиссия считает, что столь позднюю люстрацию сложно оправдать.
b) применение люстрационных мер к недавнему периоду, в течение которого господин Янукович находился на посту Президента Украины, в конце концов поставит под вопрос текущее функционирование конституционной и правовой базы в Украине как в демократической стране, управляемой верховенством права.
c) В Законе о люстрации есть несколько серьезных недостатков, поэтому его нужно пересмотреть в следующих пунктах:
* Люстрация должна касаться только тех позиций, которые действительно могут представлять серьезную угрозу правам человека или демократии; список позиций, подлежащих люстрации, должен быть пересмотрен.
* Вина должна быть доказана в каждом отдельном случае; человек не может считаться виновным только на основании принадлежности к категории работников государственных учреждений; критерии люстрации должны быть пересмотрены.
* Ответственность за проведение процесса люстрации должна быть передана от Министерства юстиции к специальной независимой комиссии, созданной при участии гражданского общества.
* Процедура люстрации должна уважать гарантии честного суда (право на адвоката, равенство сторон, право быть выслушанным лично); судебное разбирательство должно приостановить административное решение о люстрации до принятия окончательного решения; Закон о люстрации должен отдельно обеспечить эти гарантии.
* Люстрация судей должна регулироваться только одной частью законодательства, а не теми частями, которые его перекрывают. Она должна проводиться в полном соответствии с конституционными положениями, которые гарантируют независимость судей. Только Высший совет юстиции должен отвечать за увольнение судей.
* Информация о человеке, который стал субъектом люстрационных мер, должна публиковаться после окончательного решения суда.
Европейская ассоциация судей приняла во внимание и поддерживает эти выводы, в частности в той части, где они применяются по отношению к судьям. Независимость судебной власти требует особой осторожности и сдержанности, когда предлагается любой вопрос по люстрации судей.
В дополнение к вышеуказанному, Европейская ассоциация судей отмечает, что проведение проверки судьи в течение предписанного времени по своей сути является нежелательным; расширение временных рамок по истечении данного периода повышает прочность этого отрицания.
Кроме того, Европейская ассоциация судей и в дальнейшем обеспокоена тем, что промежуточные положения Закона о честный суд (статья 6) используются как средства для замаскированной люстрации. Любая процедура оценки работы судьи не должна использоваться как средство для люстрации. В частности, Европейская ассоциация судей считает, что положение в этом законе (статья 85) относительно обязательства всех судей Украины проходить тесты и проверку несовместимо с какими-либо принятыми в Европе и по всему миру признанными процедурами оценки.
Отметим, 15-17 мая 2015 представители судейского сообщества стран Европы (судьи верховных, апелляционных и местных судов - члены Ассоциаций судей стран-участниц) собрались на ежегодном международном съезде Европейской ассоциации судей, который был организован и проведен Ассоциацией судей Польши в городе Гданьске.
В состав делегации судей Украины вошли президент Ассоциации судей Украины, судья ВССУ Елена Евтушенко, судья Апелляционного суда города Киева Олег Присяжнюк, судья Апелляционного суда Киевской области Виталий Загоруйко и судья Киевского апелляционного хозяйственного суда Татьяна Ильенок.
Фото с сайта ВССУ.
Материалы по теме
Можно ли не наказывать водителя с не очень высоким содержанием алкоголя в крови— заседание ПДП ВРП
25.03.2024
Судья не должен руководствоваться разъяснениями НАПК ради наказания коррупционеров — решение ВДП ВРП
06.03.2024
Комментарии
Треба цю статтю таким неучам як Петренко та Яценюк дати почитати. Фактично західні правознавці довели іх некомпетентність у цьому питанні, та ткнули носом у те, що фактично влаштували озоту на відьм. …