Закон і Бізнес


В поисках утраченного вознаграждения

Система «судебного хозрасчета» создает угрозу независимости Фемиды


№6 (1045) 04.02—10.02.2012
3027

В 2010 году законодатель отложил до 1 января 2012-го введение в действие положений закона «О судоустройстве и статусе судей», которые регулируют вопрос судейского вознаграждения. Так, с этого года должностной оклад судьи, работающего в местном суде, устанавливается в размере 8 минимальных зарплат. Кроме того, законники будут получать доплату за выслугу лет, пребывание на админдолжности, ученую степень и работу, предусматривающую допуск к государственной тайне. Но действительно ли судьи получат обещанные средства?


Как сообщили «ЗиБ» в пресс-службе Счетной палаты, недавно был проведен аудит системы оплаты труда судей. Установлено, что существующие в этой сфере нормативно-правовые документы противоречивы, поэтому нет однозначного толкования их содержания. Как следствие — возникают противоречия в подходах к оплате труда судей и отсутствуют конституционные гарантии их независимости.

Несовершенство правовой системы регулирования оплаты труда судей создает достаточно большое количество правовых коллизий. Проведенный аудит показал, что выработка единого механизма начисления и выплаты судьям заработной платы «была заторможена». Вместо этого гарантированные государством размеры зарплат служителей Фемиды судов общей юрисдикции постепенно уменьшаются. Это приводит к тому, что законники массово подают иски о защите своих прав.

Поэтому Счетная палата акцентировала внимание Правительства на том, что несовершенный механизм финансирования заработной платы судей сохраняется и на следующий бюджетный период. Законники будут поставлены в прямую зависимость от поступлений средств судебного сбора за рассмотрение дел, которое они сами и осуществляют. Следовательно, расходы на оплату труда вершителей правосудия будут осуществляться за счет средств специального фонда госбюджета.

В то же время закон «О судоустройстве и статусе судей» четко определяет, что бюджетные назначения на содержание судов относятся к защищенным статьям бюджетных расходов. Финансирование же расходов на оплату труда из специального фонда создает угрозу утраты независимого судопроизводства — получается такой себе судебный хозрасчет. Судебный сбор в соответствии с законодательством должен использоваться на покрытие судебных расходов, а не на зарплату законников.

Коллегия Счетной палаты отметила, что с целью соблюдения и реализации конституционных гарантий независимости судей расходы на оплату их труда должны формироваться исключительно за счет общего фонда госбюджета. Ведь зарплата обладателей мантий является не только формой денежного вознаграждения за труд, но и мерой противодействия коррупции.