Закон і Бізнес


ТО, да не то

В принятом законе об отмене техосмотра не все так однозначно


№30 (1017) 23.07—29.07.2011
ВАЛЕНТИН БОГУНОВ, юрист
8320

Меньше месяца осталось до вступления в силу закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок», получившего в народе название «закон об отмене ТО». Оценки этого документа разнятся — от восторженного одобрения всех его положений до полного отрицания какого-либо положительного эффекта. Попробуем последовательно разобраться в нормах закона, а также оценить возможные последствия их введения для автолюбителей.


Техосмотр умер. Да здравствует техосмотр!

Итак, обязательного государственного технического осмотра транспортных средств и соответствующих талончиков на лобовое стекло больше нет. Это факт. Вместо них появятся обязательный технический контроль для отдельных категорий автомобилей и протоколы проверки.

Каждые два года ТО, точнее ТК, будут проходить легковые автомобили, используемые в коммерче­ских целях, грузовые автомобили грузоподъемностью до 3,5 т и прицепы к ним (при этом первый раз техконт­роль нового авто будет проводиться лишь спустя 2 года с начала его эксплуатации). Ежегодному ТК будут подвергаться грузовые автомобили грузоподъемностью более 3,5 т, прицепы к ним, а также такси. А вот автобусы и перевозящий опасные грузы спецтранспорт будут проходить ТК дважды в год.

ТК смогут осуществлять спе­циа­лизированные СТО. Кто именно — государство определит, а в течение ближайшего года СТО, проводившие техосмотр, будут иметь право проводить и ТК.

При этом, с одной стороны, без протокола проверки, составляемого СТО по результатам изучения технического состояния автомобиля, страховщики не имеют права заключить договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСАГО). А срок заключаемых соглашений не может превышать срока прохождения очередного ТК. С другой — страховщики теперь обязаны будут предоставлять в ГАИ информацию о заключенных договорах ОСАГО.

Таким образом, ГАИ опосредованно — через страховые компании — будет иметь возможность контролировать прохождение автотранспортом ТК. А чтобы ни у кого не возникало соблазна уклониться от этой процедуры или «порешать вопросы», законом устанавливается админответственность: как для водителя за непрохождение техконтроля (ст.121 КоАП), так и для СТО и страховщика за безосновательную выдачу протокола или знака ОСАГО (ст.127-1 КоАП).

Однако в процедуре перехода от ТО к ТК есть один неприятный нюанс: согласно переходным положениям закона прошедшие техосмотр транспортные средства под­лежат первому техниче­скому контролю «после окончания срока действия талона государственного технического осмотра». Что ж, логика данной нормы ясна. Только вот сформулирована последняя таким образом, что формальное ее прочтение дает возможность привлекать к ответственности собственников авто, которые ее... добросовестно выполняют. Дело в том, что, пока действует талон, оснований проходить техконтроль еще как бы и нет. Но как только срок действия талона окончился — уже есть достаточный повод для привлечения собственника авто к админответственности. Остается надеяться, что данную недоработку устранит МВД, издав какое-то внутреннее распоряжение.

Бочка меда и ложка дегтя

От обязательного технического кон­т­роля полностью освобождены некоммерческие легковые автомобили и прицепы к ним, а также мотоциклы, мопеды и мотоколяски независимо от срока их эксплуатации. Такую норму теперь содержит ст.35 закона «О дорожном движении». Многие автолюбители вздохнули с облегчением. Особенно те, кто должен был в 2011 году проходить эту пустую и затратную процедуру, но ждал и надеялся, что закон таки примут. Дождались. И хотя формально до 13 августа тех­осмотр еще жив, по имеющейся информации, ГАИ талоны уже не выдает, и за их отсутствие водителей на дорогах не штрафуют.

Также, если ранее согласно закону при проведении государственного технического осмотра работниками Госавтоинспекции осуществлялся контроль за наличием полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, внесением владельцами транспортных средств обязательных платежей, уплатой штрафов, а также за своевременностью прохождения медицинского осмотра водителями, по новым правилам этого уже не будет.

С 13 августа полную ответственность за содержание транспортного средства в исправном состоянии несет его собственник. На самом деле эта новая норма ст.10 закона «О дорожном движении» может иметь далекоидущие последствия.

Раньше талоном ГАИ формально подтверждалась исправность и пригодность к эксплуатации любого автомобиля. Даже если он был без двигателя (и такие курьезы имели место). И в связи с этим водитель при необходимости всегда мог сказать: «Что значит неисправный, я же вчера ТО у вас прошел?!» На самом деле такой водитель не проходил техосмотр, а просто купил талон. Теперь прикрываться будет нечем.

В ГАИ по-своему оценили смысл возложения всей ответственности за техническое состояние авто на его собственника. Дело в том, что, отменив техосмотр, законодатель не избавил милицию от обязанности обеспечивать безопасность дорожного движения, соблюдение законов, правил и нормативов в этой сфере (п.12 ч.1 ст.10 закона «О милиции», ст.52 закона «О дорожном движении»).

Установленные правила и нормативы в сфере безопасности дорожного движения касаются в том числе технического состояния автомобиля и его оборудования: согласно п.31.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Кабмина от 10.10.2001 №1306, «техническое состояние транспортных средств и их оборудование должны соответствовать требованиям стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, а также правил технической эксплуатации, инструкций предприятий-изготовителей и другой нормативно-технической документации».

То есть ГАИ, по закону, обязано обеспечить исправность транспортных средств на дорогах. Поэтому теперь основной формой контроля (ТО ведь отменен) становится надзор за автотранспортом во время его эксплуатации. Тем более что согласно ст.11 закона «О милиции» работник милиции имел и будет иметь право останавливать транспортные средства в случае наличия признаков, свидетельствующих об их технической неисправности. Примерно такая позиция изложена на официальном сайте Управления ГАИ МВД Украины.

И дабы блюстителей порядка на дорогах не обвинили в оценке техниче­ского состояния автомобилей на глазок, в ближайших планах закупка соответствующего современного диагностического оборудования, которым будут оснащаться автомобили-лаборатории ГАИ по всей Украине.

Лабораторная работа

Нельзя сказать, что такая позиция лишена логики. Что будет, если идею с лабораториями все же реализуют? При явных, не очень явных, а также очень не явных признаках проблем с техниче­ским состоянием сотрудник ГАИ будет останавливать машину и составлять протокол об админправонарушении по ст.121 КоАП, подкрепив его показаниями сложных и, возможно, наконец-то сертифицированных (вспомните «визиры» и «трукамы») лабораторных приборов. Второй не менее вероятный вариант поведения — «... или давайте что-то думать».

По мнению некоторых юристов, такое поведение работников ГАИ можно будет квалифицировать как нарушение законодательства. Если ГАИ остановит авто и направит его на платную проверку, то это будет нарушением ст.17 закона «О защите прав потребителей», и ст. 9 закона «О защите от недобросовестной конкуренции», которые запрещают принуждение к приобретению товаров и услуг. Если же диагностику авто в передвижных лабораториях станут проводить бесплатно (а скорее всего, так и будет), то в данном случае нарушается антимонопольное законодательство, так как из-за платности таких услуг на СТО имеет место факт недобросовестной конкуренции.

Такая позиция, безусловно, также заслуживает внимания, однако лишь в случае, если взять за отправную точку тождество проверки ГАИ при остановке на дороге и услуги по проверке технического состояния авто на СТО.

Однако и цели, и объем «услуг» ГАИ и СТО существенно разнятся, а потому будет крайне сложно говорить о недоб­росовестной конкуренции.

Во-первых, ГАИ не обязано и не вправе диагностировать состояние всего автомобиля и его оборудования, что делается на платной СТО при прохождении технического контроля. Как уже отмечалось выше, по закону, основанием для остановки может быть «наличие признаков, свидетельствующих о неисправности транспортного средства». Следовательно, предметом проверки может быть лишь та деталь или прибор, из-за признаков неисправности которого сотрудник остановил машину.

Во-вторых, при помощи своего оборудования ГАИ не выявляет неисправность автомобиля, а подтверждает показаниями технического прибора ту неисправность, которую уже установил инспектор ГАИ.

Как известно, доказательствами в деле об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в предусмотренном законом порядке орган (должностное лицо) устанавливает наличие или отсутствие админправонарушения, виновность лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, пояснениями лица, привлека­емого к ответственности, потерпевших, свидетелей, заключением эксперта, вещественными доказательствами, документами и, конечно же, показаниями технических устройств и средств фиксации информации (ст.251 КоАП).

Орган (должностное лицо) оценивает доказательства на основании своего внутреннего убеждения, основанного на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием (ст.252 КоАП). Исходя из положений этих процессуальных норм, одно дело — оспорить корректность внут­реннего убеждения, основанного на житейском опыте инспектора, и совсем другое — заронить зерно сомнения в душу судьи, если это убеждение подкреплено еще и показаниями бездушного прибора.

Так что, скорее всего, «лабораторный» механизм технического контроля будет запущен. Наверняка будут и злоупотребления со стороны ГАИ. Хотя бы потому, что, по ее данным, в Украине сегодня насчитывается 4,3 млн транспортных средств (а это почти половина всех авто), которые эксплуатируются более 10 лет.

За что можно пострадать

Итак, важно понимать, что приборы и их показания в вопросе фиксации админправонарушения — это нечто производное. Они могут лишь подтвердить или опровергнуть установленную сотрудником ГАИ на основании некоторых признаков неисправность вашего автомобиля. Другими словами, на момент принятия решения об остановке авто нарушение технических требований уже должно быть определено инспектором по каким-то внешним признакам. И только в рамках этого нарушения возможна проверка с помощью приборов. Остановка для проверки «просто так» неправомерна.

Перечень неисправностей и несоответствий, при которых эксплуатация технических средств запрещена, содержит п.31.4 Правил дорожного движения. Некоторые из них можно установить на глаз, а некоторые — нет.

Например, черное облако, создаваемое выхлопной трубой при движении автомобиля, является признаком того, что дымность отработавших газов превышает установленные стандартами нормы (пп.«а» п.31.4.6 ПДД). Слепящий свет ближних фар — признак нарушения режима их работы или того, что на световых устройствах нет рассеивателей, используются лампы, не соответствующие типу светового прибора (пп.«а», «г» п.31.4.3).

А вот определить отсутствие аптечки и огнетушителя (пп.«є» п.31.4.7 ПДД), поломку гидроусилителя руля (пп.«в» п.31.4.2 ПДД) или недостаточную высоту рисунка протектора шины (пп.«а» п.31.4.5) и многих других нарушений технических требований без остановки автомобиля невозможно. А потому такие нарушения, даже при их наличии, не являются основанием для остановки транспортного средства и могут быть оспорены в суде.

Помимо отмены обязательного тех­осмотра, законом также предполагаются не менее важные изменения в форме договора займа транспортного средства, перечне оснований для остановки авто, а также в правах и обязанностях водителя. Но об этом поговорим в другой раз.

P.S. С полным текстом закона можно ознакомиться здесь

На Заметку

Неисправности, за которые могут остановить в дороге

Технические неисправности, несоответствия требованиям, предусмотренные п.31.4 ПДД, из-за внешних признаков которых авто может быть остановлено и проверено:

— количество, тип, цвет, размещение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требова­ниям конструкции транспортного средства;

— нарушено регулирование фар;

— не горит лампа левой фары в режиме ближнего света;

— на световых приборах нет рассеивателей или используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора;

— на рассеивателях световых приборов нанесено тонирование или покрытие, уменьшающее их прозрачность или светопроницаемость;

— шины имеют порезы, разрывы, которые обнажают корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;

— содержание вредных веществ в отработавших газах или их дымость превышает установленные стандартами нормы;

— неисправная система выпуска отработавших газов;

— нет предусмотренных конструкцией транспортного средства стекол, зеркал заднего вида;

— на стекло установлены допол­нительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие видимость с места водителя и снижающие прозрачность;

отсутствует предусмотренный конст­рукцией бампер.

 

В каких случаях теперь сотрудник ГАИ имеет право останавливать вашу машину и что нужно знать водителю о законных основаниях и поводах инспектора дополнительно читайте в материале ЗиБ «Стоп, машина!».

Как отмена техосмотра повлияет на страховки каско и автогражданку также можно узнать в статье «Без ТО нет ГО?».

В материале «Ни дать, не взять» рассмотрен вопрос, обязан ли водитель передавать по требованию работника ГАИ для проверки права и техпаспорт после 13 августа 2011 года.