
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Требование бывшего участника общества о выплате ему доли в уставном капитале должника не может рассматриваться ни как конкурсное, ни как текущее в понимании стст.1, 45, 47, 64 КпПБ.
На этом акцентировал Кассационный хозяйственный суд, частично изменив мотивировочную часть постановления апелляционного суда по делу №902/25/24, информирует «Закон и Бизнес».
После открытия производства по делу о банкротстве общества физическое лицо обратилось в хозяйственный суд с заявлением о признании денежных требований к должнику, состоящим из невыплаченной доли в уставном капитале общества в результате выхода из состава его участников.
Хозяйственный суд подобные требования оставил без рассмотрения. Апелляционный хозсуд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что требования являются текущими, однако отменил определение об оставлении этих требований без рассмотрения и принял новое решение об их отклонении.
В свою очередь, КХС напомнил, что право бывшего участника на выплату стоимости его доли является формой реализации корпоративных прав, по своей функции подобной праву на ликвидационную квоту — долю в чистых активах общества. Такое требование, хотя и имеет денежное выражение, не тождественно денежному обязательству должника, возникающему из гражданско-правового договора или иного основания, прямо предусмотренному ст.1 КпПБ, и не является требованием кредитора по делу о банкротстве.
С момента открытия производства по делу о банкротстве в отношении имущества начинает действовать специальный режим КпПБ, в котором все имущество должника, включая его собственный капитал (в том числе уставный капитал и другие составляющие чистых активов) формирует ликвидационную массу, предназначенную прежде всего для удовлетворения денежных требований кредиторов (стст.39, 44, 47 КпПБ). Участники общества — как действующие, так и выбывшие могут претендовать только на имущество, которое останется после удовлетворения всех денежных требований кредиторов.
В таком нормативном контексте право на выплату стоимости доли, возникшее в связи с выходом из состава участников общества, является правом бывшего участника на долю в чистых активах общества, а не кредиторским требованием к должнику.
Открытие производства по делу о банкротстве изменяет способ реализации этого права: оно превращается в право на долю в возможном ликвидационном остатке после завершения расчетов со всеми кредиторами и не может быть реализовано путем включения соответствующего требования в реестр требований кредиторов.