
Папа Лев XIV предупреждал, что чрезмерное доверие к ИИ угрожает творческому мышлению. Но, видимо, для лучшего понимания месс использовать его допустимо.
Чтобы верующие могли слушать богослужения на понятном для них языке, в Ватикане запустят приложение, которое обеспечит синхронный перевод месс на 60 языков с помощью искусственного интеллекта.
Новый сервис начнет работу уже на следующей неделе — во время основных торжеств в базилике Святого Петра, приуроченных к четырехсотлетию освящения храма, пишет «Закон и Бизнес».
«Базилика Святого Петра на протяжении веков принимала верующих из всех стран и народов», — цитирует Euronews заявление кардинала Мауро Гамбетти, настоятеля базилики Святого Петра и генерального викария Ватикана.
«Предоставляя инструмент, который помогает многим понять слова литургии, мы хотим служить миссии, определяющей центр Католической церкви, по самой своей природе вселенской», — добавил он.
Перевод с помощью ИИ будет работать по QR‑коду, который участники смогут отсканировать на входе в Ватикан. После этого через браузер они получат перевод в режиме реального времени в аудио- и текстовом формате, без необходимости загружать приложение.
Система перевода использует Lara — ИИ, разработанный компанией Translated в сотрудничестве с Carnegie-AI LLC и профессором Александром Вайбелем, одним из пионеров перевода речи с применением ИИ.
Отвечая на вопрос о том, может ли инструмент на основе ИИ «галлюцинировать» или допускать ошибки, генеральный директор и сооснователь Translated заявил, что ошибки есть в любом переводе, но «Lara сделала значительный шаг вперед в их сокращении».
Между тем А.Вайбель выступает научным консультантом проекта и подчеркивает, что эта технология наглядно демонстрирует потенциал ИИ для развития взаимопонимания между людьми.
«Сегодня мы видим, как возможность преодолевать языковые барьеры в режиме реального времени воплощается в одном из самых значимых контекстов, какие только можно представить», — сказал он.
И хотя Ватикан, похоже, все активнее принимает ИИ, Папа Лев XIV в мае прошлого года заявил, что эта технология создает вызовы для защиты «человеческого достоинства, справедливости и труда».