
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
День, когда лицо узнало о нарушении своего права, — это установленный доказательствами день, когда истец узнал о решении, действии или бездействии, в результате которого произошло нарушение его прав, свобод или интересов.
На это обратила внимание Большая палата ВС, оставляя по-прежнему определение коллегии Кассационного административного суда по делу №990/446/25, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу участница конкурса оспорила решение ВККС от 20.05.2025, которым она признана не подтвердившей способности осуществлять правосудие в апелляционном административном суде по критериям личной и социальной компетентности.
В то же время, просила восстановить срок обжалования, поскольку электронную копию решения получила 3.07.2025, а бумажную — только 16.09.2025.
Причинами пропуска месячного срока обращения в суд отметила сверхурочную нагрузку на нее как на судью. Ведь правовой статус и обязанности судьи обязывают отдавать приоритет профессиональной деятельности перед какой-либо другой. К тому же, г.Днепр является приближенным к району ведения боевых действий, что из-за воздушных тревог уменьшает количество времени на плодотворную деятельность.
Придя к выводу, что пропуск указанного срока обусловлен исключительно пассивным поведением истицы, коллегия КАС вернула исковое заявление.
С этим согласилась и БП ВС, заметив, что день, когда лицо узнало о нарушении своего права, — это установленный доказательствами день, когда истец узнал о решении, действии или бездействии, в результате которого произошло нарушение его прав, свобод или интересов.
Если этот день установить невозможно, то его срок исчисляется со дня, когда лицо должно было узнать о нарушении своих прав (свобод или интересов). При этом слово «должно» следует толковать как невозможность незнания, предположение о высокой вероятности узнать, а не обязанность лица узнать о нарушении своих прав.
В частности, БП ВС обратила внимание, что лицо должно было узнать о нарушении своих прав, если оно знало об обстоятельствах принятия решения или совершении действий и не было препятствий для того, чтобы узнать о том, какое решение принято или какие действия совершены.
Незнание о нарушении из-за равнодушия к своим правам или нежелания узнать не является уважительной причиной пропуска срока обращения в суд.
По этому делу истец в силу п.107 регламента ВККС имел право обратиться в комиссию по предоставлению копии решения после заседания, на котором присутствовала, и получить такую копию. Также имела возможность ознакомиться с полным текстом решения на официальном сайте комиссии после его обнародования.