
Разумеется, что телефон легко найти, если под рукой есть другой и на вашем не отключен звук. Иначе придется обращаться к собственной памяти.
Зимой всегда больше шансов что нибудь потерять: то шарф свисает из кармана пальто, то перчатки остаются в кофейне. И это не считая ключей, которые куда то запропастились дома, и раздраженных поисков телефона…
Чаще дело не в «плохой памяти», а в «сбое на стыке памяти и внимания», что и приводит к забывчивости, из‑за которой мы лишаемся вещей, пишет «Закон и Бизнес».
Профессор психологии Гарвардского университета Дэниел Л. Шактер, автор книги «Семь грехов памяти», говорит, что терять вещи в той или иной степени склонны все. Многое зависит от обстоятельств, которые отвлекают ум от текущего момента.
Память в мозге работает в три этапа: кодирование, хранение и извлечение. Д.Шактер сравнивает потерю ключей с водителями, которые благополучно приезжают к месту назначения, не помня, как добирались. В обоих случаях воспоминание о действии не было закодировано: люди думали о чем‑то другом, и позже такое воспоминание сложнее извлечь.
Лучше, когда вовсе не нужно вспоминать, где лежат какие‑то вещи. Поэтому ученый советует выделить «проблемные» предметы — телефон, кошелек или ключи — и выстроить для них систему, которая с практикой станет автоматической. Он всегда оставляет очки для чтения в определенном месте на кухне. Когда идет играть в гольф, телефон всегда кладет в один и тот же карман своей сумки для клюшек.
А вот если вы стали заметно чаще терять вещи по сравнению с недавним прошлым, и это сопровождается другими проблемами с памятью, мешающими нормальной жизни, то он советует обратиться к врачу,
Один из способов перестать терять предметы, которыми вы не пользуетесь постоянно, но часто забываете — например, ключи, — это вслух проговаривать, куда вы кладете вещь.
«Когда вы говорите это вслух, кодирование становится лучше: вы вынуждены обратить внимание, а вербализация делает воспоминание более насыщенным», — объясняет профессор кафедры психологических и нейронаук Вашингтонского университета в Сент-Луисе Марк Макдэниел.
Чем подробнее эта детализация, тем больше в мозге возникает связей, которые помогают вспомнить.
Крайняя форма такой детализации — «дворец памяти», которым пользуются участники чемпионатов по памяти. Чтобы запомнить последовательности чисел и справиться с другими заданиями, они визуализируют знакомое, структурированное пространство — например дом или маршрут, — помещая числа в конкретные места.
С телефоном это может выглядеть так: представьте его в нужном месте и свяжите с причиной и следствием. Например, я оставил его на стуле в кафе, так как не хотел класть на стол, но в прошлый раз я об этом забыл. Вы можете и не вспомнить, что его нужно взять, уходя, но, скорее всего, вспомните, где оставили.