
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Закон не установил для государственных исполнителей переходный период, в течение которого они могут не регистрировать электронные кабинеты и пользоваться электронными кабинетами органов ГИС, в которых работают.
На это обратил внимание Министерства юстиции Кассационный гражданский суд в отдельном определении, вынесенном по результатам рассмотрения дела №299/8199/23, информирует «Закон и Бизнес».
В этом деле взыскатель, проживающий в США, указывал, что по закону «Об исполнительном производстве» документы исполнительного производства лицам, имеющим электронные кабинеты в ЕСИТС, направляются исключительно в электронной форме. Однако он не получил в электронной форме постановление об открытии исполнительного производства. Поэтому просил суд признать противоправным бездействие государственного исполнителя.
Районный суд удовлетворил указанные требования. Апелляционный суд отменил такое решение, указав, что государственный исполнитель имеет право, а не обязанность направлять документы в электронные кабинеты сторон исполнительного производства. Электронный кабинет в подсистеме «Электронный суд» был только у начальника территориального отдела ГИС, а госисполнители не имели к нему доступа, поскольку их невозможно было зарегистрировать до принятия Минюстом соответствующего приказа.
В отдельном определении КГС обратил внимание, что согласно ч.6 ст.14 ГПК, в том числе государственные и частные исполнители регистрируют свои электронные кабинеты в ЕСИТС в обязательном порядке. Указанное предписание является императивным и предусматривает обязанность не только зарегистрированных юридическими лицами органов государственной власти Украины и их территориальных органов (в частности, Минюста, органов государственной исполнительной службы, образованных министерством), но и каждого государственного исполнителя иметь электронный кабинет в ЕСИТС.
Кроме того, абз.2 ч.4 ст.183 ГПК обязывает суд возвращать заявление (ходатайство, возражение) его заявителю без рассмотрения в случае, если он обязан зарегистрировать электронный кабинет, но не зарегистрировал его. Указанное предписание распространяется, в частности, и на все письменные заявления государственных исполнителей, не выполнивших требование о регистрации электронного кабинета.
КГС отметил, что наличие у территориального отдела ГИС зарегистрированного электронного кабинета, доступ к которому есть только у начальника отдела, не освобождает госисполнителя от обязанности зарегистрировать собственный электронный кабинет.
Поэтому в отдельном определении КГС постановил обратить внимание Минюста на необходимость принятия безотлагательных мер по выполнению требований закона о регистрации всеми госисполнителями индивидуальных электронных кабинетов в ЕСИТС.
В письме в алрес ВС Департамент государственной исполнительной службы сообщил, что согласно инструкции предусмотрены следующие виды кабинетов: кабинет физического лица, кабинет юридического лица, кабинет адвоката и кабинет судьи. В то же время кабинет государственного и частного исполнителя не предусмотрен.
В связи с этим департамент обратился в Государственную судебную администрацию с предложением реализовать в ЕСИТС отдельный кабинет государственного и частного исполнителя.
Впоследствии Минюст и ГСАУ, ГП «Национальные информационные системы» и ГП «Информационные судебные системы» провели ряд встреч. И по результатам последнего совещания принято решение о подготовке Минюстом предложений по определению порядка действий по внедрению для госисполнителей индивидуальных электронных кабинетов в ЕСИТС.