
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Сам факт действия военного положения не освобождает государство от начисления и уплаты пени на сумму несвоевременно возмещенных сумм налога на добавленную стоимость.
Такой вывод сделал Кассационный административный суд, отменяя предыдущие решения по делу №160/16076/24 по делу «Закон и Бизнес».
По этому делу предприятие задекларировал суммы НДС к бюджетному возмещению за период 2022—2023 годов. По результатам проверок налоговый орган принял решение об отказе в возмещении, которое плательщик успешно обжаловал в суде.
В 2024 году решение об отмене налоговых уведомлений-решений вступило в законную силу, однако контролирующий орган не внес согласованную сумму в Реестр заявлений о возмещении НДС и не обеспечил ее возврат. В связи с этим плательщик обратился с иском о взыскании пени за невозмещенные суммы налога в размере 10,37 млн грн. (с учетом уточнения требований).
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске. Суд первой инстанции отметил о неопределенности размера пени и отсутствии внесения данных в реестр. Суд апелляционной инстанции акцентировал внимание на военном состоянии и, ссылаясь на абз.2 п.200.23 ст.200 НК, признал это достаточным основанием для неприменения пени.
В кассационной жалобе, среди прочего, отмечалось, что контролирующий орган в течение действия военного положения в 2022—2025 гг. беспрепятственно и систематически осуществлял и продолжает осуществлять бюджетное возмещение НДС на счета истца за другие периоды в неспорных суммах.
КАС подчеркнул, что положения относительно неприменения пени в случае форс-мажора, обусловленного военным положением, не действуют автоматически. Контролирующий орган обязан доказать существование конкретных форс-мажорных обстоятельств, которые сделали невозможным выполнение обязанности по внесению данных в реестр и возмещение НДС. При отсутствии таких доказательств пеня начисляется в общем порядке (120% учетной ставки НБУ).
В то же время, сам по себе факт введения и продолжения военного положения таким основанием не является.