
На протяжении всей избирательной кампании Хосе Антонио Каст изображал Чили страной, скатывающейся в хаос.
На выборах в Чили победил крайне правый политик, юрист Хосе Антонио Каст. Это наиболее резкий крен вправо со времен окончания военной диктатуры в Чили в 1990 году.
Во втором туре он набрал более 58% голосов, обойдя кандидата от находящейся у власти левой коалиции Жаннетт Хару, лидировавшую по результатам первого тура, пишет «Закон и Бизнес».
Это были первые президентские выборы, на которых голосование стало обязательным, а регистрация избирателей — автоматической для всех, кто имел право голоса. Именно это отчасти объясняет рекордную поддержку Х.Каста — более 7 млн голосов: некоторые избиратели чувствовали, что им пришлось выбирать, как они выразились, «наименьшее зло», отмечает Би-Би-Си.
В своей первой речи перед сторонниками в качестве избранного президента Х.Каст заявил: «Чили вновь станет свободной от преступности, свободной от тревоги, свободной от страха». Он пообещал искать, находить и сажать за решетку преступников и правонарушителей. Х.Каст продвигает идею gobierno de emergencia — «чрезвычайного правительства» для решения проблем безопасности, иммиграции и экономического развития.
Чили — одна из самых безопасных и стабильных стран Южной Америки, однако в последние годы в ней наблюдается рост иммиграции и организованной преступности, и Х.Каст связывает два этих явления.
Он поклонник Дональда Трампа, и его политика во многом перекликается с курсом президента США. Он даже пообещал построить пограничную стену на плохо контролируемых границах Чили с Перу и Боливией и вырыть там рвы, создать тюрьмы строгого режима и провести массовые депортации нелегальных мигрантов, многие из которых прибыли из Венесуэлы.
59-летний Х.Каст — юрист и бывший конгрессмен, до этих выборов дважды пытавшийся стать президентом. В 2021 году он проиграл во втором туре левому кандидату Габриэлю Боричу.
У Х.Каста девять детей. Он категорический противник абортов — даже если речь идет о беременности в случае изнасилования. Он также резко критикует экологические инициативы и правозащитные движения.
Его брат Мигель принадлежал к так называемым чикагским мальчикам — экономическим советникам чилийского диктатора Аугусто Пиночета. При нем он занимал посты министра труда и главы Центрального банка. Отец — Михаэль Каст — служил в вермахте во время Второй мировой войны, воевал на Восточном фронте, состоял в НСДАП, а после войны бежал от денацификации в Южную Америку.
Х.Каст не считает себя ультраправым политиком. Тем не менее, он высказывал симпатии к военному режиму А.Пиночета, правившему с 1973-го до 1990 года, и даже заявлял, что если бы диктатор был жив, то проголосовал бы за него. Хотя Х.Каст заявлял, что не одобряет злоупотребления во времена диктатуры, он также утверждал, что в отличие от Кубы, Венесуэлы и Никарагуа, при А.Пиночете в Чили произошел «переход к демократии».
Х.Каст обещеает рыночный подход в экономике, сокращение роли государства и дерегулирование отдельных отраслей. Он предлагает резкое сокращение бюджетных расходов на сумму $6 млрд в течение 18 месяцев под лозунгом «сократить политические расходы», а также выслать 360 тысяч нелегальных мигрантов.
Х.Каст вступит в должность 11 марта следующего года и уже сейчас анонсировал «трудные решения». На митингах он регулярно отсчитывал дни до этой даты, предупреждая нелегальных мигрантов, что им следует покинуть страну до этого срока, если они когда-нибудь хотят получить шанс вернуться.
Чили — еще одна страна Латинской Америки, сместившаяся за последние годы вправо после выборов. Это уже произошло с Аргентиной, Эквадором, Коста-Рикой и Сальвадором.