
Среди картин, которые пытаются вернуть наследники — творение Пабло Пикассо «Портрет мадам Солер».
Консультативная комиссия по реституции более 20 лет рассматривала в Германии спорные дела о предметах культурного наследия, похищенных нацистами. Теперь ей на смену пришел другой орган.
В декабре начал работу специально созданный третейский суд по делам о культурном наследии, похищенном нацистами, пишет «Закон и Бизнес».
Таким образом, потомкам лиц, ограбленных нацистами, должен быть облегчен доступ к разбирательствам. Для их участия больше не потребуется согласие музея, вовлеченного в определенное разбирательство. Обязательным условием является то, что предметы искусства были конфискованы у их владельцев в результате преследований нацистами, объясняет DW.
Решения третейского суда имеют обязательную юридическую силу. Этим он отличается от консультативной комиссии, поскольку ее рекомендации не были обязательными к исполнению. Более того, процесс будет бесплатным для обеих сторон. Как предполагается, возврат похищенных культурных ценностей будет ускорен.
В состав нового третейского суда вошли 36 человек, включая юристов и признанных экспертов в области исторических исследований. Председательствующими являются бывшая судья Европейского суда по правам человека Элизабет Штайнер и экс-судья Федерального конституционного суда, бывший премьер-министр федеральной земли Саар Петер Мюллер.
Несмотря на то, что решены еще не все юридические вопросы, связанные с возвратом культурных ценностей, госминистр по культуре и СМИ Вольфрам Ваймер надеется, что работа третейского суда даст «новый импульс» процессу переосмысления исторической несправедливости.
Германия в предыдущие годы уже предпринимала попытки юридического урегулирования вопроса реституции награбленного нацистами. В 2003 году для разрешения спорных случаев была создана консультативная комиссия для рассмотрения этих дел, более известная как комиссия Лимбах — в честь первого председателя Ютты Лимбах.
Однако этот орган изучил только 26 случаев. «Тот факт, что комиссия завершила относительно небольшое количество дел, связан не с неэффективностью ее работы, а с тем, что к ней не поступало больше дел по этой тематике», — сказал уходящий в отставку председатель комиссии Ханс-Юрген Папир. А причина заключалась в том, что жертвы не могли в одностороннем порядке обращаться в комиссию.
По оценкам экспертов, нацисты похитили до 600 тыс. произведений искусства в результате грабежей европейских стран в период «третьего рейха» — с 1933 года до конца Второй мировой войны. Помимо золота, серебра и валюты, изымались культурные ценности, в том числе картины, керамика, книги и религиозные сокровища. Хотя большая часть этих предметов была возвращена от имени союзников сразу после войны, многие из них до сих пор считаются пропавшими без вести или стали предметом спора о реституции.
Так, например, в немецких федеральных землях Бавария и Северный Рейн — Вестфалия уже много лет идет борьба за картины из государственных коллекций. Так, адвокаты наследников Альфреда Флехтхайма уже около 10 лет требуют возвращения работы Макса Бекмана «Ночь» из Художественного собрания Северного Рейна - Вестфалии.
А в Баварии одним из самых громких дел является спор вокруг творения Пабло Пикассо «Портрет мадам Солер», на которую претендуют потомки коллекционера Пауля фон Мендельсона-Бартольди. Они не смогли обратиться в консультативную комиссию, поскольку Бавария не дала согласия, аргументируя это тем, что в данном случае речь не идет о конфискованном произведении. Теперь дело будет передано в третейский суд.