
.
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей не в полной мере отвечала принципам доступности и открытости, в частности, из-за технических сбоев ГАР и ограниченности информации о фактических объемах выплат такой поддержки.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на Счетную палату.
Об этом говорится в выводах Счетной палаты по результатам аудита соответствия государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей требованиям доступности и прозрачности.
Указанные суммы распределялись в пределах двух бюджетных программ: поддержки фермерских хозяйств и других производителей сельскохозяйственной продукции (Порядок №918) и субсидий товаропроизводителям, работающим в зонах боевых действий (Порядок №886).
Сельскохозяйственные товаропроизводители в соответствии с Порядком № 918 могут подавать заявки на государственную поддержку через личный электронный кабинет в системе ГАР. В данной системе зарегистрировано более 207 тыс. потенциальных получателей. Получить поддержку могут производители, имеющие в собственности и/или пользовании от 1 до 120 га земель сельскохозяйственного назначения, от 3 до 100 голов крупного рогатого скота (коров) или от 5 до 500 голов маточного поголовья коз и/или овец, идентифицированных и зарегистрированных в соответствии с законодательством. Такие производители должны быть гражданами Украины и не иметь задолженности государственному бюджету. Также в 2025 году право на получение поддержки имели получатели, не получавшие бюджетные средства в 2024 году.
В то же время аудит показал, что процесс получения этой поддержки аграриями не в полной мере отвечает принципам доступности. Ведь фактически подать заявку на получение помощи удалось лишь около трети аграриев от потенциального количества. Основной причиной неполного охвата субъектов поддержки является ограниченность бюджетных ресурсов. Также приему заявок помешали многочисленные технические сбои в работе ГАР, в частности проблемы с авторизацией пользователей в нем через государственные сервисы.
Лишь частично обеспечена и прозрачность реализации программ. В указанный период аграриям выплатили более 5,2 млрд грн субсидий и дотаций. Однако в публичном доступе имеются данные только о 29% фактически предоставленной государственной поддержке.
Аудит установил, что Порядок №918 не запрещал подавать заявки в поддержку хозяйствам и физическим лицам, которые фактически связаны между собой лицами (в понимании определений Налогового кодекса Украины) и их суммарные производственные мощности по объемам не соответствовали бы установленным критериям. В ГАР отсутствует механизм автоматической проверки связанности заявителей.
Осуществленный аудиторами сравнительный анализ Порядка №886 и Порядка №918 показал, что первый не содержал ограничений размера земель или гражданства получателей, а второй установил лимит площадей и требование украинского гражданства учредителей компаний.
Эта несогласованность привела к получению большого числа поддержки крупными агрохолдингами. К примеру, в 2024 году 49 получателей, принадлежащих к 31 корпоративной группе, получили более четверти миллиарда гривен – 16% всех расходов по программе.
Также 67 млн грн государственной поддержки были предоставлены предприятиям, имеющим иностранных бенефициаров, а более 36 млн грн – субъектам, имеющим налоговую задолженность.