
Будучи пользователем социальных сетей, вы скорее всего не раз сталкивались с rage bait — «приманкой, вызывающей ярость».
Чувствуете, что злитесь все сильнее, пока листаете соцсети? Тогда скорее всего вы столкнулись с rage bait — понятием, которое Оксфордский словарь английского языка признал словом года.
Rage bait, или, если перевести дословно, «приманка, вызывающая ярость», — подразумевает манипулятивные тактики, призванные повышать активность пользователей в Интернете. По данным издателя словаря, его употребление за последние 12 месяцев выросло втрое, пишет «Закон и Бизнес».
По определению издателя Оксфордского словаря, Oxford University Press, это интернет-контент, специально созданный для того, чтобы вызвать гнев или возмущение, раздражающий, провокационный или оскорбительный.
Такой контент обычно публикуется для увеличения трафика сайтов или аккаунтов в социальных сетях. И хотя механизм его работы похож на кликбейт — кричащие заголовки, которые заставляют нас перейти по ссылке на статью или видео, задача rage bait заключается в том, чтобы вызвать у пользователей конкретную эмоцию злости и несогласия.
Выбирая слово года, Оксфордский словарь английского языка попытался отразить настроения и темы, которые определяли дискуссии в 2025 году.
Кроме rage bait, среди претендентов на первое место были такие понятия как аура фарминг и биохакинг.
Аура фарминг (aura farming) — это культивация впечатляющего, привлекательного или харизматичного публичного образа. Для этого человек должен вести себя уверенно или загадочно, но так чтобы это не было слишком очевидно.
Биохакинг (biohack) — это стремление повысить физическую или умственную эффективность, укрепить здоровье и продлить жизнь, меняя питание, режим тренировок, образ жизни или используя дополнительные средства. Например, лекарства, добавки или технологии.
Все три понятия были вынесены на общественное голосование, участие в котором приняли более 30 тыс. человек, а его итоги помогли экспертам принять окончательное решение.
«Если раньше Интернет стремился завладеть нашим вниманием, используя наше любопытство ради кликов, то теперь мы наблюдаем резкий переход к влиянию на наши эмоции и реакции, — считает президент Oxford Languages Каспер Гратволь. — Это кажется естественным развитием продолжающегося разговора о том, что значит быть человеком в мире технологий — и о крайностях онлайн-культуры».
В прошлом году Оксфордский словарь выбрал словом года выражение «гниение мозга» («brain rot»), которое также было связано с социальными сетями и означало ухудшение психологического состояния и когнитивных способностей человека из-за постоянного потребления бесполезной информации.