
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
В отличие от уголовного (материального) закона, новый уголовный процессуальный закон не имеет обратного действия даже в тех случаях, когда его правила более благоприятны для участников уголовного производства.
На это обратил внимание Кассационный уголовный суд, отклоняя аргументы защитника о необходимости рассмотрения дела №463/1771/22 судом присяжных, сообщает «Закон и Бизнес».
В кассационной жалобе, среди прочего, отмечалось, что поскольку суд первой инстанции в нарушение ст.314 УПК провел подготовительное судебное заседание почти через два месяца после поступления 10.03.2022 обвинительного акта, то положения ч.10 ст.615 УПК в редакции закона от 14.04.2022 №2201-IX не могли быть применены в данном производстве.
Однако КУС отметил, что в соответствии с ч.10 ст.615 УПК, действующей на день назначения 3.05 2022 судебного разбирательства, уголовное производство в суде первой инстанции по преступлениям, за совершение которых предусмотрено пожизненное лишение свободы, осуществляется коллегиально судом в составе трех судей.
И во время подготовительного судебного заседания суд первой инстанции разъяснил всем участникам, что эта норма закона введена в действие с 1.05.2022, что делает невозможным рассмотрение уголовного производства судом присяжных.
Кроме этого дела в тематический обзор практики Верховного Суда о рассмотрении уголовного производства судом присяжных включен ряд других правовых позиций.
В частности, уделено внимание разъяснению права на суд присяжных в стадии досудебного расследования, в подготовительном судебном заседании и в ходе судебного разбирательства. Так, подчеркивается, что неразъяснение или ненадлежащее разъяснение лицу права на суд присяжных согласно ч.2 ст.412 УПК прямо не предусмотрены как безусловные основания для отмены судебного решения. Согласно п.2 указанной процессуальной нормы, таким основанием является принятие судебного решения незаконным составом суда.
Также ВС указал, что после вступления приговора в законную силу лицо, в отношении которого осуществляется уголовное производство, уже не имеет статуса обвиняемого. Поэтому обеспечение дополнительных гарантий для такого лица в виде пересмотра приговора в отношении него по вновь открывшимся обстоятельствам судом присяжных процессуальный закон не предусматривает.
Обзор содержит также ключевые правовые позиции о влиянии внесения изменений в уголовный закон на существование и реализацию права на рассмотрение дела судом присяжных.
Также отражены позиции о составе суда присяжных, в частности отборе присяжных, изменении состава присяжных или данных о присяжных в ходе судебного разбирательства. Проанализированы обстоятельства, исключающие участие следователя судьи, судьи или присяжного в уголовном производстве. Так, ВС не согласился с аргументом осужденного о том, что запасной присяжный находился в родстве с руководителем аппарата (который не входил в состав суда, который рассматривал это уголовное производство), не свидетельствуют о том, что указанный присяжный был лишен возможности исполнять свои обязанности, предусмотренные ст.386 УПК.
Кроме того, акцентировано на судебном разбирательстве в суде первой инстанции по преступлениям, за совершение которых предусмотрено пожизненное лишение свободы, в условиях военного положения или в случае разбирательства in absentia.