
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Исковая давность является исключительно институтом судебной защиты нарушенных прав или интересов и не может применяться ко внесудебным способам защиты гражданских прав.
К такому выводу пришла Большая палата ВС, пересмотрев по исключительным обстоятельствам и отменив собственное постановление от 2.07.2019 по делу №916/3006/17, сообщает «Закон и Бизнес».
Спор по этому делу возник в 2016 году, когда банк обратился с иском об обращении взыскания на предмет ипотеки и залога. Через год банк направил обществу еще одно требование о погашении задолженности по кредиту и предупредил о намерении обратить взыскание на предмет ипотеки «любым способом, предусмотренным ипотечным договором и ст.33 закона «Об ипотеке». И нотариус совершил исполнительную надпись, согласно которой с целью погашения части задолженности ООО «Укркава» перед банком обратил взыскание на предмет ипотеки, принадлежащий на праве собственности должнику.
ООО, в свою очередь, обратилось с иском о признании исполнительной надписи нотариуса не подлежащей исполнению. И суды предыдущих инстанций признали ее таковой.
Однако БП ВС отменила эти решения и в иске отказала.
ЕСПЧ в решении от 6.02.2025 по делу «ООО «Укркава» против Украины» отметил, что «основной причиной, приведенной БП ВС, была разница сроков инициирования гражданских производств согласно соответствующему гражданскому законодательству и сроков обращения за совершением исполнительной надписи согласно закону «О нотариате». БП ВС не упомянула какие-либо серьезные неблагоприятные последствия, которые возникли, несмотря на существование разных сроков в течение более двух десятилетий, для обоснования такого радикального изменения толкования, как обжалуемое по этому делу. На самом деле ее позиция не усматривается такой, которую единодушно или преимущественно поддержало большинство ученых в области права. ВС также не рассмотрел последствия своего нового толкования по существующим ситуациям и, таким образом, юридической определенности».
Теперь БП ВС согласилась, что тогда отождествила срок обращения к нотариусу за совершением исполнительной надписи со сроком исковой давности. Хотя «сама природа исковой давности состоит в том, что в течение времени действия исковой давности лицо может рассчитывать на защиту своего нарушенного гражданского права именно судом».
Поэтому после истечения установленных в ст.88 закона «О нотариате» сроков совершения исполнительной надписи нотариуса взыскатель может защитить свое нарушенное право и/или интерес в суде.