Закон і Бізнес


Какие недостатки в работе ГСАУ выявили аудиторы СП и к чему они привели - отчет


Аудиторы РП обнаружили около миллиарда гривен, которые ГСАУ вернула как неиспользованные в бюджет, что можно было направить на строительство и ремонт судов.

14.11.2025 10:00
1311

Деятельность ГСАУ не обеспечила эффективное функционирование системы организационного (кадрового, материально-технического) и финансового обеспечения местных и апелляционных судов.


Об этом говорится в отчете Счетной палаты о результатах аудита деятельности (эффективности) на тему «Организационное обеспечение деятельности органов судебной власти», информирует «Закон и Бизнес».

Аудит проведен с целью оценки эффективности деятельности Государственной судебной администрации по организационному и финансовому обеспечению функционирования местных и апелляционных судов. Ответственный за контрольное мероприятие — член СП Кирилл Клименко. Период аудита: 2023—2024 гг.(по отдельным вопросам — более длительный период).

Финансовое обеспечение

Анализ уровня удовлетворения потребностей в бюджетных средствах ГСАУ в период 2015—2026 годов показал наличие системной и длительной проблемы - постоянного недофинансирования органов судебной власти. В течение указанного периода ни разу не было достигнуто полное покрытие потребности в финансировании ГСАУ как главного распорядителя бюджетных средств для местных и апелляционных судов: в 2023 году этот показатель составлял лишь 51,4%, а в 2024 году —  57,2%.

В то же время установлены системные недостатки планирования и распределения бюджетных ресурсов, которые привели к низкому уровню покрытия потребностей, неравномерности финансирования, накоплению кредиторской задолженности и возврату в бюджет неосвоенных средств. В частности, в 2023—2024 годах в государственный бюджет ГСАУ вернула 972 млн грн. неиспользованных бюджетных ассигнований, которые могли быть направлены на завершение реконструкций или строительства судов.

Кадровое обеспечение

В течение 2019—2024 годов количество вакантных должностей в аппарате судов удвоилось и к началу 2025 года превысило 5 тыс., что составило более 18% штатной численности работников аппарата судов.

В 2023 году средний уровень текучести кадров в аппаратах местных общих судов достиг почти 29%, в 2024 году составил 26%, что вдвое выше целевого индикатора для должностей государственной службы. Следовательно, кадровое обеспечение судов в 2023—2024 годах оставалось недостаточным.

Материально-техническое обеспечение

ГСАУ не владела полной и достоверной информацией о реальных потребностях местных и апелляционных судов относительно функциональных групп помещений, в частности, залов судебных заседаний, кабинетов судей, помещений для работников аппарата судов, канцелярий и архивов и об их состоянии.

В 2023—2024 годах здания, в которых размещались суды, соответствовали государственным строительным нормам по площади только на 45% и 52% соответственно. Однако ГСАУ не разработала планы постепенного повышения этого показателя.

Уровень обеспечения местных и апелляционных судов средствами информатизации составил 70—89%. Значительная часть техники в судах была устаревшей: на начало 2025 года подлежали списанию около 19% компьютеров, 23% серверов, 17% единиц оргтехники и 30% средств фиксации.

Выводы и рекомендации

Деятельность ГСАУ по обеспечению местных и апелляционных судов характеризовалась постоянным недофинансированием, нехваткой кадров и ненадлежащими материально-техническими условиями. С 2023 по 2024 года такое состояние сопровождалось увеличением количества нерассмотренных судебных дел и материалов — на 12%, а также ростом доли производств, рассмотрение которых длилось более одного года — на 19%.

По результатам аудита СП дала рекомендации Министерству финансов, Высшей раде правосудия, Раде судей и ГСАУ, в частности о:

соблюдении требований о полном и своевременном финансировании судов при формировании ориентировочных предельных показателей расходов государственного бюджета для органов судебной власти;

усовершенствовании порядка взаимодействия ГСАУ с распорядителями бюджетных средств низшего уровня;

создании единой цифровой системы управления ресурсами судов;

доработке нормативов финансового, кадрового и материально-технического обеспечения судов;

долгосрочном планированим развития материально-технической базы судов, направленном на постепенное приближение к требованиям ДБН.

Закон і Бізнес