Закон і Бізнес


Государственный долг Украины вырос в три раза – до 7,4 трлн грн


.

13.11.2025 10:47
201

Счетная палата приняла Отчет о результатах аудита соответствия по теме «Управление государственным долгом». Аудит по указанной тематике проводится Счетной палатой впервые за последние 10 лет


Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на Счетную палату.

В условиях полномасштабной войны расходы государства, в частности, на сектор обороны, существенно увеличились. Одновременно из-за оккупации части территорий сократились объемы производства, экспорта и инвестиций, что привело к уменьшению ВВП и росту дефицита бюджета. Для его покрытия Правительство было вынуждено значительно активизировать заимствования, прежде всего внешние. Они достигли 4,3 трлн. грн., а их доля в общем объеме заимствований возросла с 47 до 75%.

Долговой портфель Украины стал зависим от внешних кредиторов и характеризуется повышенными валютными рисками и рисками рефинансирования, а ограниченные возможности внутреннего рынка усложняют управление долговой устойчивостью в долгосрочной перспективе.

Государственный долг Украины вырос в три раза – до 7,4 трлн грн. В течение 2022 – первого полугодия 2025 года его соотношение к валовому внутреннему продукту колебалось от 77,8 до 90,9%, что свидетельствует о чрезмерной долговой нагрузке на бюджет. Для сравнения: Бюджетный кодекс Украины определяет безопасный уровень этого показателя на уровне до 60% ВВП (в период военного положения эти ограничения приостановлены).

При этом дефицит государственного бюджета в 2022 году вырос на 460% по сравнению с годом ранее, в 2023 году – еще 46,1%, в 2024 году – еще на 1,7%.

Расходы же на обслуживание и погашение государственного долга в указанный период составили 3,2 трлн. грн., то есть каждая пятая гривна государственного бюджета направлялась на долговые обязательства.

Аудит показал нормативную неурегулированность процесса управления государственным долгом. Не были утверждены среднесрочные стратегии управления долгом на 2023-2025 и 2025-2027 годы, а также не разработаны проекты бюджетных деклараций на 2023-2025 и 2024-2026 годы (действие соответствующих требований Бюджетного кодекса Украины было приостановлено). Это ограничило возможности среднесрочного планирования долговых показателей и расходов по обслуживанию долга.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 февраля 2020 года №127 было создано Долговое агентство, которое должно было взять на себя функции по управлению государственным долгом. Однако за пять лет правительство так и не приняло решение о начале его деятельности.

Действующие нормативно правовые акты не устанавливают индикаторов долговых рисков, которые могли бы улучшить управление государственным долгом. По информации Минфина, риски учитываются при планировании долговых показателей, однако предоставленные Счетной палате материалы не содержат подтверждения проведения их оценки.

Закон і Бізнес