
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Передача прокурором материалов досудебного расследования соответствующему органу вне срока, определенного ч.7 ст.214 УПК, не влечет автоматического признания доказательств недопустимыми.
К таким выводам пришла объединенная палата Кассационного уголовного суда по результатам рассмотрения дела №487/2438/17, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу капитан полиции был признан виновным в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.365 УК и назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с лишением права занимать должности в органах Национальной полиции, судебных и правоохранительных органах сроком на 3 года. На основании ст.75 УК освобожден от отбывания назначенного основного наказания с испытательным сроком на 3 года.
Согласно приговору суда, полицейский обвинялся в том, что во время составления патрульными протокола на потерпевшего об управлении в состоянии алкогольного опьянения, обвиняемый подбежал к последнему «начал его дергать за одежду, провоцировать его». В дальнейшем полицейские его повалили на землю, надели на него наручники, а обвиняемый достал баллончик и распилил газ слезоточивого действия пострадавшему в лицо. Затем его подняли, несколько раз нанесли удары по телу, довели до автомобиля, посадили в него и увезли в отделение полиции.
В кассационной жалобе сторона защиты указывала, что после внесения сведений об уголовном правонарушении в ЕРДР прокурор в нарушение требований ч.7 ст.214 УПК не передал материалы в орган досудебного расследования, в то же время самостоятельно собирал доказательства, действуя вне своих полномочий, а потому собранные доказательства недопустимы.
ОП КУС отметила, что одной из задач прокурора является процессуальное руководство и координирование деятельности тех субъектов, которые осуществляют досудебное расследование. В ч.7 ст.214 УПК предусмотрена обязанность прокурора передать имеющиеся у него материалы в орган досудебного расследования и поручить проведение досудебного расследования надлежащему органу. Такой законодательный подход демонстрирует, что первичной задачей прокурора является обеспечение надзорной функции и проверка, в том числе на предмет законности, деятельности, тех решений, которые осуществляют или принимают следователи.
В то же время ОП напомнила, что Верховный Суд уже неоднократно обращал внимание на то, что истечение срока исполнения обязанности не создает возможность невыполнения такой обязанности вообще. Обязательное действие должно быть исполнено и по истечении срока, то есть прокурор должен исполнить свою обязанность в любом случае.
Если прокурор, внесший сведения в ЕРДР, нарушил определенный законодателем в ч.7 ст.214 УПК срок для передачи материалов в орган досудебного расследования, то суд, учитывая объем и характер совершенных прокурором действий, принимаемых им решений, продолжительность такого нарушения, решает вопрос о допустимости доказательств, полученных в течение этого периода.